В поисках идей: декабрьский выпуск | Большие Идеи

・ Исследования
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

В поисках идей:
декабрьский выпуск

Свежие исследования в области бизнеса и менеджмента

В поисках идей: декабрьский выпуск

читайте также

Смогут ли новые технологии предотвратить изменение климата?

Говард Джоан,  Рау Алекс,  Токер Роб

Раздайте людям доли ВВП

Шиллер Роберт

Искусство точных прогнозов

Тетлок Филип,  Шумейкер Пол

Не игрушки

От редакции. Представляем вашему вниманию новый выпуск рубрики «В поисках идей» о свежих исследованиях ученых в области менеджмента и бизнеса. 

ПРИВЫЧКИ | «ПРИДЕРЖИВАЙСЯ ПЛАНА» — НЕ ВСЕГДА ПРАВИЛЬНЫЙ СОВЕТ

Организации все чаще стремятся улучшить жизнь сотрудников — в частности, поощряют регулярные занятия спортом. И прежние исследования, и здравый смысл говорят нам, что привычки легче сформировать и сохранить в стабильных условиях — например, стараясь посещать спортзал каждый день в одно и то же время. Но новое исследование показало, что во многих случаях на результаты позитивно действует некоторая гибкость подхода.

Ученые провели полевой эксперимент с участием 2508 сотрудников компании Google, выразивших желание тренироваться более регулярно. Все они выбрали для этого в своем графике двухчасовой промежуток. Далее участников поделили на пять групп. Две группы занимались в стабильном режиме: одной в течение четырех недель платили по $3, а другой — по $7 за каждую получасовую тренировку, отработанную в пределах выбранного промежутка. Две другие группы занимались в гибком режиме: им платили аналогичные суммы за тренировку в любое время. Участникам контрольной группы не платили ничего. Все четыре поощряемых группы занимались чаще контрольной. При этом две гибкие группы, взятые вместе, ходили в зал хотя бы раз в неделю на 4 п. п. чаще, чем две стабильные. Стабильная группа, получавшая по $7 за визит, посещала занятия не чаще, чем гибкая, которой платили по $3.

Конечно, главный критерий привычки — устойчивость, поэтому исследователи отслеживали визиты участников в спортзал еще четыре недели после окончания выплат. Посещаемость упала во всех поощрявшихся группах, однако это падение в стабильной группе с выплатами по $7 оказалось на 5 п. п. больше, чем в гибкой с выплатами по $3, — хотя раньше они тренировались одинаково. Это не значит, что стабильные практики не помогают созданию привычек, — просто в одних ситуациях они эффективнее, чем в других. «Программа поощрений, требующая жесткого соблюдения распорядка, может оказаться контрпродуктивной, — предупреждают исследователи. — Рутинные поощрения редко бывают эффективнее гибких в динамичных, переменчивых рабочих средах — но могут пригодиться и породить устойчивые привычки в стабильной атмосфере, где меньше вероятность резких перемен».

Об исследовании: «Creating Exercise Habits Using Incentives: The Trade-Off Between Flexibility and Routinization» John Beshears et al. («Management Science», 2021)

ГЕНДЕР | СКРЫТЫЕ СТЕРЕОТИПЫ КРАУДФАНДИНГОВЫХ ПЛАТФОРМ

Многие стартапы размещают свои изобретения на таких платформах, как Kickstarter и Indiegogo, чтобы получить фидбэк от первых заинтересовавшихся пользователей и привлечь интерес инвесторов. Но у такого подхода есть недостаток: он практически гарантирует сдвиг выборки респондентов, ведь подавляющее большинство пользователей подобных платформ — мужчины.

Ученые исследовали данные почти 6 тыс. товаров, размещенных в 2016—2018 годах на платформе Product Hunt (создана в Сан-Франциско) с 2 млн активных пользователей в месяц —примерно 90% из них составляют мужчины. Применив к описаниям продуктов машинное обучение, они выяснили степень привлекательности каждого для мужчин и для женщин. Затем подсчитали число посещений их сайтов за год после размещения (растет ли популярность продукта), посмотрели на функционал каждого сайта (как идет разработка) и изучили базы данных венчурного капитала (как она финансируется). Проекты «для женщин» за год в среднем привлекали на 45% меньше трафика, чем «для мужчин» или «для всех». Их меньше дорабатывали и хуже финансировали венчурные фирмы, они на 5 п. п. реже могли похвастаться в конце года активными пользователями (скорее всего, инвестиции в них не дали результата).

Можно ли сказать, что нацеленные на женщин товары невыгодно создавать? Ученые опровергли эту гипотезу, тщательно изучив ежедневный бюллетень Product Hunt: оказалось, что в те сравнительно редкие моменты, когда в бюллетене отмечали появление разработки для женщин, на платформу приходило больше женщин и они чаще комментировали проект. Ориентированная на женщин продукция, размещенная в такие дни (и не отмеченная в бюллетене), оказывалась не менее успешной, чем прочая, — видимо, благодаря получению одинакового объема полезной обратной связи. «Предыдущие работы показали, что недопредставленность женщин-изобретателей ведет к сокращению числа изобретений [для женщин], а здесь мы видим, что важно и разнообразие ключевых площадок, — пишут авторы. — Состав ранних интересантов порождает систематический перекос восприятия потенциала стартапа. Последствием этого, в частности, стало недостаточное количество инноваций для тех потребителей, которые были слабо представлены среди пионеров использования продукта».

Об исследовании: «Biased Sampling of Early Users and the Direction of Startup Innovation», Ruiqing Cao, Rembrand M. Koning, Ramana Nanda (рабочий документ)

ФИНАНСЫ | СОКРАЩАЕМ ДОЛГ ПО КРЕДИТНОЙ КАРТЕ — ПО ОДНОЙ ПОКУПКЕ ЗА РАЗ

Многие потребители страдают от копящегося долга по кредитке: за последние десять лет задолженность росла параллельно с процентами и пеней. Новые исследования показывают, что существенного роста скорости выплаты долга можно добиться простым приемом.

В рамках первого из пяти проведенных экспериментов 181 взрослому американцу предложили вообразить, что они должны банку $1376 и у них есть $800, которые надо потратить на покрытие долга, на продукты или на развлечения. Половине участников сказали, что любые деньги, направленные на погашение кредита, улучшат баланс (это обычное мнение); другой половине рекомендовали покрыть задолженность за конкретные покупки. Вторая группа выплатила существеннее больше долга: в среднем $559,74 против $473,50. Последующие эксперименты позволили нащупать причины такого поведения. Выплачивая долг за покупки, человек лучше понимает, что конкретно он возмещает, — и это дает ощущение реального продвижения к погашению всей суммы, воодушевляя и помогая ускорить процесс.

Наконец, ученые проверили этот эффект в полевых условиях. В 2018 году почти 275 тыс. клиентов Commonwealth Bank of Australia на полгода произвольно разделили на две группы. Одной при входе в мобильное приложение банка показывали стандартную информацию о компенсации задолженности, другой предлагали выбрать вариант выплаты долга по категориям (общепит, продукты, транспорт и проч.). Эту опцию использовала небольшая доля клиентов, но в итоге именно они погасили максимум задолженности. По сравнению с отказавшимися, это были более молодые люди с меньшим опытом взаимодействия с банком, у них чаще оказывались текущие и сберегательные счета или кредиты под залог недвижимости. Их кредитное сальдо было существенно ниже, как и последующие траты. «Подобное вмешательство представляет собой недорогой и масштабируемый способ помочь потребителям избавиться от долгов, — пишут авторы исследования. — Оно может повлиять на решения не только о выплате задолженности, но и о накоплении дополнительных долгов».

Об исследовании: «“Repayment-by-Purchase” Helps Consumers to Reduce Credit Card Debt», Grant E. Donnelly et al. (рабочий документ)