Почему премии недостаточно | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему
премии недостаточно

Как на самом деле нужно выражать одобрение в адрес сотрудников

Автор: Майк Роббинс

Почему премии недостаточно
Фото: BANANASTOCK/GETTY IMAGES

читайте также

«Полностью локальная компания способна стать глобальным бизнесом класса люкс»

Дэни Рейсс

«Поваров всегда надо подгонять, давать им пинка»

Анна Натитник

Вы не сможете нормально работать, если не будете достаточно спать

Тони Шварц

Безопасность превыше всего: как «Полюс» совершенствует работу по охране труда и промышленной безопасности

Признание и одобрение. Зачастую эти слова используются как синонимы и для многих неразличимы. Несмотря на то что и признание, и одобрение одинаково важны, это не одно и то же. Разницу между ними необходимо осознавать и руководителям, которые стремятся к процветанию своей команды, и организациям, в которых создается культура вовлечения, лояльности и высокой продуктивности.

Признание — это положительная обратная связь по результатам работы. Признание можно получить формальным способом, например с помощью премии, бонуса, повышения. Оно может быть и неформальным: простым человеческим «спасибо» или письменной благодарностью. Обе формы значимы, особенно если положительная оценка дана искренне и своевременно. Признание всегда мотивирует и вдохновляет — все хотят, чтобы их работа была оценена по достоинству.

Однако у признания есть некоторые ограничения. Во-первых, оно зависит от эффективности, то есть не безусловно. Во-вторых, оно основано на достижениях прошлого. В-третьих, его на всех не хватит: не бывает признания в неограниченных количествах для всех и каждого, а погоня за ним может превратиться в стрессовую ситуацию. В-четвертых, признание обычно получают от вышестоящих. Многие организации реализуют программы поощрения, инициируемого сотрудниками, но, как правило, основные формы признания (повышение или продвижение по службе) — это дело руководства.

Признание вместе с материальным поощрением — замечательная вещь, но исследователи из Лондонской школы экономики продемонстрировали, что финансовая награда может иметь негативные последствия. Анализ 51 эксперимента показал, что «финансовые премии могут ослаблять внутреннее стремление сотрудника выполнять задачу и получать от этого удовольствие».

Одобрение же — это признание ценности человека, личной и профессиональной, вне зависимости от его достижений.

Проще говоря, признают то, что ты сделал, а одобряют тебя самого.

Эту разницу важно понимать, поскольку признание и одобрение имеют разные причины. Даже успешные люди проходят через ошибки и вызовы, а в каком-то проекте может не быть ощутимых результатов. Если фокусироваться только на достижениях, то есть на признании, можно упустить возможности укрепить связь и поддержать членов своей команды — одобрить их.

Несколько лет назад Опра Уинфри очень убедительно говорила об этом, выступая с напутственным словом перед выпускниками Гарвардского университета:

«Самое важное, что я узнала за 25 лет ежедневного общения с людьми, — это то, что всех нас кое-что объединяет... И объединяет нас потребность в одобрении. Мы хотим, чтобы нас понимали. За свою карьеру я провела более 35 тыс. интервью. После того, как камера выключается, каждый герой поворачивается ко мне и задает один и тот же вопрос: “Все прошло нормально?” Этот вопрос мне задавал президент Буш. Его задавал мне президент Обама. Его задавали герои дня и домохозяйки, жертвы преступлений и преступники. Даже Бейонсе мне его задавала. Нам всем нужно знать, нормально ли все прошло. Нам нужно знать, слышат ли нас, видят ли нас, имеем ли мы значение».

Опра говорит об одобрении. И когда вы выражаете одобрение своим коллегам, клиентам, менеджерам и партнерам, вам будет легче построить доверительные и надежные отношения.

Предлагаю несколько способов продемонстрировать одобрение окружающим.

Слушайте. Это самое простое и эффективное, что вы можете сделать для своих коллег: отложите телефон, отвернитесь от экрана компьютера и выслушайте.

Говорите о том, что вы цените в собеседнике. Великий дар — уметь показать человеку, что вы его цените (не потому, что он чем-то отличился или вам от него что-то нужно). Это отличный способ помочь окружающим поверить в себя, укрепить отношения и улучшить культуру общения в команде.

Интересуйтесь. Теодору Рузвельту часто приписывают фразу: «Людям безразлично, сколько вы знаете, до тех пор, пока они не узнают, насколько небезразличны вам». Неважно, кто это сказал, мысль все равно замечательная. Узнавайте, как дела у тех, с кем вы работаете. Если вы будете интересоваться их жизнью (искренне!), спрашивать их о том, над чем они сейчас работают, они поймут, что вам не все равно.

Руководителям особенно важно демонстрировать одобрение своим сотрудникам. В исследовании уровня одобрения сотрудников Glassdoor 53% участников отметили, что при большем одобрении со стороны руководителя могли бы дольше работать в компании — и это учитывая тот факт, что 68% участников, по их словам, видят одобрение от руководства в достаточной степени. Мораль? Чем больше — тем лучше.

В своем выступлении на TEDx я рассказываю, что выдающиеся лидеры умеют выразить и признание, и одобрение. Понимание разницы между тем и другим принесет пользу и в личной, и в профессиональной сфере. Признание нужно заслужить. Одобрение же необходимо всегда.