Хороший, плохой, свой: как устроен российский менеджмент | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт

Хороший, плохой, свой: как устроен
российский менеджмент

Чем российские менеджеры отличаются от всех остальных

Хороший, плохой, свой: как устроен российский менеджмент
Фото: Nikita Ermilov / Unsplash

читайте также

6 признаков того, что у вас плохой cовет директоров

Роджер Мартин

Эффективные лидеры знают, кого игнорировать

Эд Батиста

Молодежная субкультура наводит мосты

Таунз Моррис Марлин

Как мотивировать сотрудников, если денег не хватает

Майкл Сандерс,  Шибил О’Флаэрти,  Эшли Уилланс

Базовые принципы менеджмента универсальны, но у него есть региональная и национальная специфика. Российские управленческие практики зачастую отличаются от западных. Как отмечают эксперты в области менеджмента, руководители в России более склонны к авторитарному стилю управления, стремятся все контролировать, особым образом реагируют на неопределенность и другие современные вызовы. Мы предлагаем вашему вниманию несколько публикаций из архива Harvard Business Review Россия об особенностях российского менеджмента.

Психоаналитик и профессор бизнес-школы INSEAD Манфред Кетс де Врис о загадочном русском менеджменте

"Пару лет назад я консультировал одну российскую компанию. Чтобы разговорить команду топ-менеджеров, я предложил каждому рассказать о себе нечто необычное, известное ему одному. Я часто использую это упражнение: оно отлично помогает растопить лед в отношениях. Но на этот раз все пошло не так: лишь несколько человек нехотя что-то бормотали, пытаясь вспомнить случаи из своей жизни. В другой раз я попросил этих же руководителей сформулировать идеи о том, как должна развиваться их организация. И вновь ничего не вышло: люди боялись открыть рот. Они считали, что не вправе высказываться без главного акционера, и твердили: «Надо понять, чего хочет он». Никто не был готов проявить инициативу и взять на себя ­ответственность. Эти и другие случаи убедили меня в том, что лидерские практики в России зачастую существенно отличаются от западных..." Читать статью

Консультант Ицхак Адизес о проблемах российских руководителей и их сотрудников

"Два с половиной года я читал в России лекции, консультировал, общался с представителями бизнеса. Это позволило мне сделать некоторые наблюдения и обобщения. В частности, я выделил 12 факторов, которые негативно влияют на методы управления и, соответственно, на эффективность менеджмента в России. Все начинается с «аморфной» структуры языка. В русском множество способов построить предложение. Например, «я люб­лю тебя» по-английски не скажешь иначе, чем «I love you». В русском выбор куда шире: «я люблю тебя», «я тебя люблю», «тебя я люблю», «люблю тебя я», «люблю я тебя», «тебя люблю я» — и все это означает одно и то же. Единственно верного варианта нет. А теперь понаблюдайте, как многие русские водят машину — так же, как строят предложения! Чтобы добиться дисциплины, руководителям приходится злоупотреблять властью. Они вводят систему суровых наказаний — мягкие давно не работают. И это очень опасно: чем больше власти у руководителя сегодня, тем больше ему понадобится завтра, чтобы получить тот же результат; в долгосрочной перспективе ее воздействие стремится к нулю..." Читать статью

От слова к делу: что делать российскому бизнесу

"Один гендиректор описывал свое негодование и даже стыд, когда его компания не сумела вовремя представить новый продукт и ее обошли и западные, и местные конкуренты. В России, где настоящие свершения чаще всего происходят только в условиях цейтнота, в промежуточные цели мало кто верит. Типичная тактика гендиректора — пустить в ход фразу: «Мне нужно это вчера», тем самым поддавая пару в систему и задействуя все доступные рычаги давления. Трудно сдержать гнев, если подчиненные, вместо того чтобы проявить инициативу и готовность к риску, уходят в глухую оборону... Безусловно, все эти неприятные переживания — часть профессиональной жизни в любой точке мира, а не только в России. Тем не менее, у нас сложилось впечатление, что в российском бизнесе негатив неоправданно сильнее. К тому же здесь он не компенсируется привычным для Запада позитивом — радостями свершений, предвкушением победы, здоровой состязательностью. В России вообще редко кто сознательно борется с негативными переживаниями..." Читать статью

«Нет ничего, что вынуждало бы нас меняться» (интервью с автором книги «Русская модель управления» Александром Прохоровым)

Одна из самых важных характеристик — маятниковый характер российской системы управления. Наша система попеременно существует в двух противоположных по смыслу и содержанию режимах — стабильном (застойном) и нестабильном (аварийно-мобилизационном). В застойный период подавляется конкуренция, изменения носят косметический характер. Это, например, царствование первых Романовых, правление Николая I, Александра III и Николая II, эпоха Брежнева. В мобилизационном режиме начинаются преобразования — реформы Петра I, большевистская индустриализация, лихие 1990-е. Люди в России заточены на чередование режимов — сегодня они готовы жить по одним правилам, завтра — по прямо противоположным. Истоки русской модели управления связаны с географическими особенностями. В нашем климате короткий период сельхозработ — надо выполнить большой объем работы в сжатые сроки, за 4—5 месяцев обработать землю, посеять и собрать урожай. А потом наступает долгая ленивая зима. Выжили те, кто приспособился к рваному темпу жизни и научился максимально выкладываться в короткий промежуток времени. Мы можем напрячься и в авральном режиме сдать сессию, выиграть войну, провести индустриализацию, но нам сложно работать с равной интенсивностью весь год. Читать статью

Математика влияния: почему россияне не руководят глобальными компаниями

Среди членов правления и советов директоров крупнейших компаний мира, входящих в список S&P500, процент выходцев из России крайне низок. Почему Россия выпускает умных и талантливых профессионалов, но они не могут дорасти до топовых позиций в крупных международных компаниях? Наши соотечественники проигрывают в конкурентной борьбе из-за непонимания или неверного восприятия чужих культур, от которых и зависит способность поддерживать эффективную коммуникацию с зарубежными коллегами. Нашим менеджерам пока недоступны столь необходимые навыки soft skills: методы убеждения, способы распространения влияния или умение «встраивать наш код» в культуру международной организации, то есть именно то, что жизненно необходимо для любого топ-менеджера (сначала понять, а затем быть понятым). Неумение (в буквальном смысле) поговорить с коллегами или подчиненными на одном с ними понятийном языке резко ограничивает уровень россиян на карьерной лестнице. Читать статью