Квоты на ­выброс CO₂ — ваш новый ресурс | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Квоты на ­выброс CO₂ — ваш
новый ресурс

Авторы: Рау Алекс , Токер Роберт

Квоты на ­выброс CO₂ — ваш новый ресурс

читайте также

Альтернативные издержки и сила убеждения

Фредерик Шейн

Ренессанс брендов

Йенс Мартин Скибстед,  Расмус Хансен

«Затраты на сложность трудно разглядеть»

Дэниел Макгинн

Дирижеры вместо командиров

Игорь Корганов

Многие американские компании, особенно не очень крупные, предпочитают пока не ввязываться в торговлю квотами на выброс углекислого газа. Их легко понять: становление «бирж CO2» еще только начинается, да и находятся они в основном за пределами США. Но и просто ждать, пока Конгресс утвердит законы о борьбе с парниковыми выбросами, — рискованно.

Компании, которые не задумываются о квотах на выброс CO2, уже сегодня упускают выгоду, и довольно существенную. А вот их конкуренты, начавшие получать и копить квоты, вскоре получат значительную фору: не за горами тот день, когда в Америке утвердят нормативы выбросов. Сейчас для предприятий самое главное — понять, как именно торговля квотами повлиет на конкурентную ситуацию и поведение инвесторов.

Чтобы помочь руководителям разобраться в этом, мы подготовили список ответов на часто задаваемые вопросы; тут нам помогали Джоанн Ховард и Линдси Бартлет из Генерального консульства Великобритании в Хьюстоне.

Сколько стоит одна квота на выброс CO2?

Сегодня одна CO2-квота, то есть финансовый контракт, предмет которого — право на выброс одной тонны двуокиси углерода в год, может стоить от нескольких долларов до 40 и более, цена зависит от многих факторов. Квоты выдаются ­регулирующими органами, ­например региональными отделениями ООН в государствах, подписавших Киот­ский протокол, или НКО в странах, которые добровольно включились в программу сокращения выбросов. В странах — участницах ­Киотского протокола компании, заверяя свои CO2-квоты в контролирующих органах, подтверждают, что они укладываются в заданные рамки.

Компания заменила обычные лампы накаливания на флуоресцентные. Получит ли она CO2-квоты?

Увы, скорее всего, нет. В компаниях среднего размера (с оборотом менее $1 млрд) такие меры едва ли принесут заметную выгоду. Кроме того, нет отработанной методики, чтобы оценить, как рост эксплуатационной эффективности влияет на ­снижение выбросов. Так что неясно, кому в итоге достанутся квоты: вам или поставщику электроэнергии. Но не расстраивайтесь — есть ­другие способы их заполучить.

И что же это за способы?

Переходите на более экологичное оборудование и топливо, используйте возобновляемые источники энергии, устанавливайте фильтры, задерживающие метан и другие промышленные выбросы. Например, цементный завод может заработать CO2-квоты, используя в качестве сырья золу с угольных электростанций. Пивовары могут с помощью фильтров улавливать метан, образующийся при брожении. Легче и дешевле получать квоты проверенными методами, чем изобретать что-то самому.

Сколько все это может стоить?

Если внедрять проверенные технологии, то проект в среднем будет стоить от $50 до $150 тысяч. Сюда включены расходы на согласование с регулирующими органами, подготовку контрактов и прочей документации, основные капитальные расходы.

Если вы будете сами разрабатывать новые методы, то прибавьте еще $50—$200 тысяч. Но каким бы мас­штабным ни был ваш экологический проект, вы не сможете продавать квоты дороже: их цену определяет рынок. Поэтому выгоднее делать то, что обеспечит вам больше квот. Например, проект по устранению тепловых и газовых выбросов на сталелитейном заводе может ­принести до 200 тысяч квот в год, то есть около $5 млн.

Предположим, я внедряю новую «чистую» технологию, которая дает право получить CO2-квоты, а потом возвращаюсь к старой, более «грязной». Что произойдет с квотами?

Вы их потеряете. Снижение выбросов должно ежегодно подтверждаться уполномоченными аудиторами. Стоит такой аудит около $10 тысяч.

Если мне кажется, что копить CO2-квоты неоправданно с финансовой точки зрения, могу ли я их продать?

Да. Условные квоты свободно покупаются и продаются. Поскольку в США нормативы по выбросам парниковых газов еще не утверждены, многие компании продают квоты, заработанные их филиалами в других странах, — ведь на ­родине они им не нужны. Покупают их обычно банки, брокерские или инвестиционные конторы, чтобы потом перепродать производителям, которым нужно уложиться в экологические нормативы.

Как получать и продавать CO2-квоты, мы поняли. Это все, что нужно про них знать?

Нет и еще раз нет. Проблема выбросов касается уже не только нынешней работы компании и не сводится лишь к соблюдению нормативов. Она приобретает стратегическое ­значение, поскольку CO2-квоты — это новый перспективный ресурс и пора всерьез задуматься об инвестициях в эту сферу. Сокращая выбросы, можно получить дополнительные источники дохода; кроме того, нужно понимать, что рыночная стоимость «грязных» предприятий будет падать. Чем быстрее компании разберутся в том, как изменится обстановка после введения нормативов на выбросы парниковых газов, тем больше преимуществ перед конкурентами они получат.