Конец менеджера среднего звена | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Конец менеджера
среднего звена

Менеджер среднего звена, в том виде, в котором мы к нему привыкли, скоро исчезнет.

Автор: Линда Грэттон

Конец менеджера среднего звена

читайте также

Этнографические исследования — ключ к стратегии

Андерсон Кен

Чьи дочки останутся в России

Игорь Гурков

С деньгами на выход: что стартаперам нужно знать об «изгнании» из компании

Майкл Эвенс,  Мэтт Маркс

Почему советы директоров ошибаются при назначении топ-менеджеров

Клаудио Фернандес-Араос

Техническая революция изменила нашу жизнь — теперь мы лучше знаем потребителей, научились с ними взаимодействовать; получаем больше информации, необходимой для принятия решений; умеем работать с командами на разных континентах. Но не столь очевидные последствия этой революции могут оказаться более серьезными: изменилась сама природа труда. Классический менеджер среднего звена, в том виде, в котором мы к нему привыкли, скоро исчезнет.

В каком-то смысле мы прошли полный круг. Промышленная революция механизировала труд и почти разрушила прежний общественный порядок. Раньше основные ценности создавали ремесленники. Сначала они ходили в подмастерьях, изучали все тонкости ремесла и зарабатывали уважение коллег, затем сами становились мастерами и учителями для новых подмастерьев.

Промышленная революция автоматизировала многие операции, требовавшие высокой квалификации. В результате большинству профессий стали требоваться поверхностные навыки; теперь нужно было не творить и изобретать, а обеспечивать непрерывный производственный процесс.

Сегодня «менеджером» стали сами технологии. Они могут полностью контролировать производство, гарантировать мгновенную обратную связь, создавать отчеты и презентации. Коллективы квалифицированных специалистов переходят на полное самоуправление. Из-за этого положение традиционных управленцев оказывается очень уязвимым. В прошлом они обрастали связями и набирались профессионального опыта в одной компании, но по мере того как срок работы на одном месте сокращается, у людей остается все меньше шансов приобрести квалификацию, которую ценили бы в других организациях.

Изменилось и отношение к управлению. Как показывает мое исследование, представители поколения Y не понимают, зачем подчиняться тому, кто просто следит за их работой, — ведь с этим могли бы справиться они сами, их коллеги или компьютер. Что они действительно ценят — так это возможность учиться у уважаемых ими людей. То есть у профессионалов, а не управленцев.

Если вы менеджер среднего звена, то приготовьтесь сделать две важнейшие инвестиции. Первая — в приобретение специализации, которая ценится и редко встречается на рынке. Иначе, лишившись внешних атрибутов управленческой деятельности, вы окажетесь не у дел. И если в прошлом вы преуспевали благодаря отделам кадров, то в будущем придется делать ставку на гильдии профессионалов. Такие виртуальные объединения, как Sermo (сообщество врачей) и LawLink, уже сегодня играют роль средневековых гильдий, удостоверяя квалификацию и повышая профессионализм своих членов.

Вторая инвестиция — в освоение новых знаний и приобретение смежных профессий на протяжении всей карьеры. Но не всякое знание будет одинаково востребовано. Важно найти редко встречающиеся, с трудом поддающиеся копированию области специализации и сферы, предлагающие наилучшие возможности для роста. Могу предположить, что в ближайшие десятилетия будут высоко котироваться знания в правозащитной сфере, в области социального и малого предпринимательства, наук о жизни и здоровье человека, энергосберегающих технологий, творчества, инноваций и коучинга. Вы готовы к будущему?