Как управлять репутацией в интернете | Большие Идеи

・ Цифровой маркетинг

Как управлять репутацией в
интернете

Откуда берутся бреши в цифровом образе бренда и как вовремя их залатать

Автор: Екатерина Ефимова

Как управлять репутацией в интернете
Фото: Jandira Sonnendeck / Unsplash

читайте также

Вся правда об опенспейсах

Бен Уэйбер,  Итан Бернстайн

Преодолеть сложность внутри себя

Рон Ашкеназ

Ваша команда работает ради отчетов или результатов?

Рон Ашкеназ

Руками не трогать

Юлия Фуколова

В создании репутации компании всегда участвуют две стороны: бренд-менеджеры и потребители. Когда мы говорим о первых, то четко понимаем, какие инструменты помогают сформировать нужный образ организации — ценности транслируются целевой аудитории через лидеров мнений, адвокатов бренда, рекламные слоганы, нативные интеграции и, конечно, оплаченные отзывы на различных порталах. В случае со второй группой, реальными потребителями, процесс хаотичен и непредсказуем, однако наиболее опасен — достаточно одного негативного комментария, чтобы испортить мнение о продукте и отбить мотивацию к его покупке.

На что влияет репутация компании

Любой компании, будь то кофейня у дома или стартап, необходимо работать над цифровым образом. Во-первых, хорошая репутация повышает лояльность к продукту. Выбирая между двумя схожими товарами, потребитель предпочтет ту компанию, о которой найдет больше положительной информации в интернете. Во-вторых, репутация напрямую влияет на продажи. Чем больше хороших отзывов о бренде, тем больше внимания к нему со стороны потенциальных покупателей. Если у проекта сильное комьюнити, участники которого регулярно делятся своим мнением, то о покупке рано или поздно задумаются даже те, кто ранее ни о чем подобном не помышлял. В-третьих, создав привлекательный цифровой образ организации, легче найти сотрудников и партнеров. И, в-четвертых, в сложной ситуации положительный имидж всегда пойдет на пользу компании. Приведу пример. В период коронавирусных ограничений в части регионов вход в торговые центры был только по QR-кодам, что вызывало шквал негативных комментариев в социальных сетях. В тех ТЦ, руководители которых несколько лет подряд системно работали с репутацией в сети (отвечали на все вопросы, максимально прозрачно рассказывали о своей деятельности и т. д.), негативные отзывы удавалось нейтрализовывать за пару дней. Кроме того, в поддержку этих центров высказывались люди, выступающие в роли адвокатов бренда. А ТЦ, которые ранее не задумывались о своем образе в интернете, пришлось тяжелее — потребители не доверяли их руководству и в момент «закипания» высказывались не только о QR-кодах, но и о том, что накопилось за долгое время (о невежливых охранниках, неубранных столах в фудкортах и т. д.).

При работе с репутацией важно помнить: информации в интернете люди доверяют больше, чем официальным пресс-релизам. В отзывах всегда упоминают как плюсы, так и минусы товаров, что делает оценку объективной. Кроме того, когда мы читаем о реальном применении товара в жизни, мы легче проводим параллели с собой и принимаем решение о покупке. Например, родителям маленьких детей важно прочитать в отзывах о книжке с наклейками, что ребенок будет занят ею хотя бы 40 минут. И узнать это важно именно от родителей, которые понимают, что иногда хочется взять паузу и побыть в тишине. Наконец, отзывы позволяют потенциальному покупателю разобраться в теме, даже если он в ней мало понимает. Скажем, при покупке онлайн-курса пользователь прочтет мнение таких же слушателей: оценит сложность занятий, доступность изложения материала, вовлеченность преподавателя.

Чек-лист по управлению репутацией

В любом бизнесе важно придерживаться системного подхода к управлению репутацией. Чтобы увидеть, удается ли это вашей компании, предлагаю использовать чек-лист, который основывается на четырех столпах: мониторинге, реагировании, контроле размещений постов от бренда, использовании инструментов SERM (англ. Search Engine Reputation Management, «управление репутацией в выдаче поисковых систем»). Инструменты SERM позволяют вытеснять негативные отзывы с помощью генерирования положительных, правильно вести социальные сети бренда (поскольку они также индексируются поисковыми машинами) и т. д. Понять, верно ли вы управляете репутацией бренда, можно, отметив те действия из перечисленных ниже, которые вы совершаете регулярно.

1. Периодически проверяете поисковую выдачу, смотрите, где упоминается ваша компания и в каком ключе.

2. Ежемесячно проводите мониторинг упоминаний о компании. Просматриваете новостные статьи, комментарии в соцсетях, на форумах и в блогах, на сайтах-отзовиках, информацию в агрегаторах, справочниках, рейтингах и т. д. Помните при этом, что отзывы могут оставлять как клиенты, так и сотрудники.

3. Отслеживаете актуальность информации о компании на официальном сайте, в соцсетях и на геосервисах.

4. Оперативно реагируете на отзывы, избегая шаблонных или слишком эмоциональных высказываний (у ваших сотрудников есть скрипты и четкий регламент для ответов на комментарии клиентов).

5. Анализируете негативные отзывы, чтобы выработать для сотрудников план по работе с подобными случаями.

6. Отслеживаете размещаемый потребителями вашей продукции и услуг пользовательский контент (UGC, User Generated Content) в формате видео, фото или обзоров на сторонних ресурсах (в соцсетях, на картах и сайтах-отзовиках), собираете его и публикуете на своих медиа-площадках.

7. Проводите опросы потребителей о качестве вашей работы.

8. Мотивируете существующих клиентов писать отзывы.

9. Наращиваете позитивный контент о бренде с помощью публикаций в СМИ и соцсетях, отзывов на маркетплейсах и в блогах и проч. То есть создаете контент, основная задача которого — подчеркнуть ваше конкурентное преимущество, мотивирующее людей к покупке. Контент может включать в себя, например, описание успехов компании, информацию об ее участии в выставках и конференциях, разбор ценовой политики и УТП и проч.

10. Используете определенный стиль коммуникации с потребителями в разных каналах (соцсети, сайт и проч.). Знаете, что грамотно подобранный «голос» позволяет бренду укрепить эмоциональную связь с пользователями и стать узнаваемым на рынке. Помните, что «голос» бренда способен не только побудить клиента что-то купить, но и оттолкнуть его. Следите за тем, чтобы одинаково общаться с пользователями в различных каналах коммуникации, — не допускаете, скажем, чтобы в рекламных макетах было обращение на «вы», а в соцсетях на «ты».

11. Показываете «закулисную» жизнь и будни компании. Например, проводите онлайн-экскурсию по производству, демонстрируя, как создается продукт, и наглядно объясняя, почему он безопасен для потребителя; рассказываете в публикациях историю компании или запуска новой линейки товаров; освещаете ключевые моменты создания коллекции; делитесь этапами разработки или тестирования продукта (если это не противоречит политике конфиденциальности). Такая открытость позволяет стать ближе к аудитории: клиенты видят, что продукцию создают реальные люди, заботящиеся о потребителе.

12. Проводите PR-акции, тесно сотрудничаете с блогерами (например, с теми, кто делает видеообзоры товаров). При интеграции с лидерами мнений следите за точкой зрения блогера в спорных вопросах и взаимодействуете только тогда, когда она совпадает с вашей (условно говоря, не просите вегетарианца рекламировать стейки).

13. Следите за тем, чтобы в аккаунтах сотрудников содержалась позитивная или нейтральная информация о компании. Благодаря соцсетям границы между личным и публичным стерлись, и сотрудник может создавать публикации о трудовых буднях. Эти посты могут как дискредитировать компанию, так и наоборот: показать ее потенциальным клиентам в выгодном свете.

Подводим итоги

Задача любого бренда — создать вокруг себя позитивный или нейтральный информационный фон. Во многом это делается за счет упоминаний в поисковой выдаче, актуализации данных о компании в интернете, конструктивных ответов на негативные комментарии, формирования пользовательского контента и т. д. Чек-лист, приведенный выше, позволяет определить, удается ли организации упрочить свою репутацию и, если нет, на что направить усилия по ее укреплению.

Если вы отметили девять и более пунктов чек-листа, значит, вам небезразличен имидж организации и вы стремитесь контролировать репутацию бренда в интернете. Обратите внимание на пункты, которые вы не отметили, и работайте над ними.

Если «галочек» в чек-листе меньше девяти, пора исправлять ситуацию. Ведь пока вы не строите репутацию своего бренда, за вас это делает кто-то другой. Начните с самого простого — введите в поисковой строке браузера название своей компании и проверьте результаты выдачи, прочитайте отзывы потребителей о вашем бренде, опубликованные на сторонних сайтах, и ответьте на них, обновите устаревшую информацию на сайтах геосервисов и далее следуйте рекомендациям, перечисленным в каждом пункте чек-листа. Важно также убедиться, что в трудовых договорах сотрудников есть пункт о деловой репутации, а HR-отдел понимает ценности компании и ищет кандидатов, разделяющих их.

 ***

Управляя репутацией бренда, вы формируете позитивный образ организации, который дает целевой аудитории нужное представление о товарах и услугах и создает спрос на ваш продукт. Собирая обратную связь от потребителей, анализируя полученные отзывы, вы можете увидеть вектор дальнейшего развития компании и сделать ее привлекательной для будущих сотрудников, партнеров, клиентов и инвесторов.