Trabant: какой урок преподносит нам самый нелепый автомобиль в мире | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Trabant: какой урок преподносит нам самый нелепый автомобиль
в мире

Если пренебрегать клиентами, то в один прекрасный день и товар, и компания превратятся в реликвию прошлого, вроде Trabant.

Автор: Габор Джордж Берт

Trabant: какой урок преподносит нам самый нелепый автомобиль в мире

читайте также

Пузырь соцсетей

Умар Хак

Правильный менеджмент мог бы приблизить новую эпоху экономического роста

Рихард Штрауб

Как талант стал двигателем экономического роста

Роджер Мартин

Эдисон от медицины

Стивен Прокеш

Самым известным из всех автомобилей коммунистического блока стал восточно-германский Trabant: с 1957 по 1991 год было выпущено без малого четыре миллиона машин. Модель практически не менялась на протяжении трех десятилетий; двухтактный двигатель мощностью в 26 лошадиных сил развивал максимальную скорость (под горку) 90 км/ч, зато по части выхлопных газов чуть ли не в сто раз превосходил западные образцы. Пластмассовый корпус трещал и шатался, зачастую приходилось скреплять детали веревкой или проволокой. Салон тесный, неудобный, а чтобы управлять взгроможденной на руль коробкой передач, требовалась изощренная ловкость.

В Trabant было столько вопиющих изъянов, однако владельцы питали к ней своего рода эмоциональную привязанность. Владение таким авто, умение водить его казалось торжеством простого обывателя над абсурдом коммунизма. Неспособность Trabant обеспечить что-то отдаленно напоминающее «приятный клиентский опыт» сама по себе умиляла. В Восточной Европе о Trabant сочинялось множество анекдотов.

— Как удвоить ценность Trabant?

— Залейте доверху бак.

— Зачем подогревается заднее окно Trabant?

— Чтобы руки не замерзли, когда придется толкать машину.

Словно не замечая водительских горестей, официальный лозунг Trabant гордо заявлял: «Творчество в сочетании с дерзновением и революционной волей рабочего класса, освобожденного от эксплуатации, породило этот неброский, но во всех отношениях превосходный автомобиль».

Суть противоречий создателей Trabant и водителей прекрасно отражает инструкция по эксплуатации транспортного средства от 1983 года: «Единственное новшество в модели этого года выпуска — пластмассовый руль не с тремя спицами, как раньше, а с четырьмя». Очевидно, все прочие детали в усовершенствовании не нуждались.

Читайте материал по теме: Что стоит за широким жестом Tesla Motors

Но все хорошее когда-нибудь да заканчивается. С падением коммунистического строя в Восточной Европе тут же прекратился выпуск Trabant. Железный занавес рухнул вместе с Берлинской стеной, и жителям Восточной Европы открылось неотразимое очарование автомобилей, созданных для водителей. У Trabant не оставалось ни единого шанса.

То, что производители Trabant с удивительным презрением относились к своим клиентам, не следует смягчать налетом ностальгии — напротив, этот исторический факт мог бы вдохновить в нас стремление неустанно заботиться о клиентах. Ведь ныне недовольство потребителей разрушительно проявляется даже в самых конкурентных отраслях сервиса.

Например, проведенный Accenture в 2014 году опрос клиентов показал: «60% владельцев смартфонов недовольны качеством мобильной связи и хотели бы сменить провайдера». Согласно проведенному исследованию качества обслуживания пассажиров во время перелетов в 2015 году, путешественники написали на американские авиалинии больше жалоб, чем в любой другой год этого столетия. А уж когда разговор заходит об интернет-провайдерах, медицинских страховках и банках, большинство клиентов прямо-таки кипят от гнева и возмущения.

Если не обращать внимания на причиняемый клиентам дискомфорт (как на открытые жалобы, так и на скрытое недовольство), велика опасность того, что при первом же появлении сколько-нибудь приемлемой альтернативы люди повернутся к вам спиной.

Читайте материал по теме: Как победить конкурента на его поле: история General Motors

Что сделать, чтобы отношения с вашей компанией оставались для клиентов приятными, осмысленными и им не хотелось уходить к конкурентам? Ответ прост: нужно постоянно отслеживать отзывы, чтобы выявлять и исправлять малейшие изъяны. В опросе владельцев смартфонов и в исследовании работы авиакомпаний недовольные клиенты четко перечисляли основные причины своего разочарования. Тем не менее фирмы постоянно пренебрегают отзывами клиентов, полностью сосредоточившись на сохранении традиций и борьбе с конкурентами, а если инновация и внедряются, то по своим соображениям.

Вот, к примеру, Диснейленд. Более сорока лет посетители аттракционов стояли в длиннющих очередях, что очень портило впечатление — тысячи людей откровенно об этом высказывались, и компания прекрасно об этом знала, но ничего не предпринимала. Очереди сделались уже неотъемлемой «фишкой» Волшебной страны. И вдруг в 1999 году появился FastPass (система регистрации в интернете), и время ожидания сократилось многократно.

Разумеется, FastPass с энтузиазмом встретили 95% посетителей, так что тогдашний вице-президент корпорации Disney Дейл Стэффорд сказал во время интервью: «Мы обновили свой сервис в парке. С 1955 года мы приучали людей стоять в очередях, а теперь в этом нет нужды. Из всех выдумок, на какие мы способны, из всех чудес, какие творятся на аттракционах, именно это техническое решение призвано радикально изменить всю отрасль». Так и вышло на самом деле — а удалось потому, что Disney лишь обратила наконец внимание на застарелую и мучительную для клиентов проблему.

Читайте материал по теме: Управлять как Toyota

Подведем итоги. В условиях глобального рынка у вас не будет сорока лет на радикальное обновление и железный занавес не укроет вас от конкурентов. Глазом моргнуть не успеете — а клиентов уже переманят.

Trabant напрочь отвергала даже мысль об удовлетворенности клиентов, потому пусть эта машина послужит для нас символом и уроком одновременно: любое присутствующее на рынке предложение, как правило, всегда чем-то не устраивает потребителей и имеет какие-то недоработки. Найдите эти изъяны, исправьте их, и ваш бренд надолго сохранит привлекательность для ваших покупателей. А если пренебрегать клиентами, то в один прекрасный день и товар, и компания превратятся в реликвию прошлого, вроде Trabant.