Как спасти от банкротства миллионы компаний по всему миру | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как спасти от банкротства миллионы компаний по
всему миру

Четыре шага, которые помогут малому и среднему бизнесу пережить кризис

Авторы: Антонелла Моретто , Джеймс Райс-мл. , Федерико Каниато

Как спасти от банкротства миллионы компаний по всему миру
Фото: Damir Spanic/Unsplash

читайте также

Удержать и вовлечь

Ананд Чопра-Макгоуэн

Непредсказумость — сильнейший фактор возникновения стресса

Дмитрий Жуков

Мы думаем о будущем

Ади Игнейшес

Перестаньте отказываться от переговоров

Сьюзен де Янаш

Громкие банкротства, сделки рефинансирования, радикальное урезание затрат в таких компаниях, как Brooks Brothers, JCPenney, Hertz, Neiman Marcus, Ford и GM, свидетельствуют, что пандемия COVID-19 привела мировые финансы в бедственное положение. Но на концах цепочек поставок происходит еще один, менее заметный кризис, дестабилизирующий малые и средние предприятия (МСП). Он может усугубить потери глобальной экономики.

МСП, как правило, первыми ощущают последствия финансовых кризисов. Но в нынешней ситуации они вдобавок страдают от кабальных условий договоров, которые крупные компании стали вводить после финансового обвала 2008 года. Эти практики в сочетании со спадом, вызванным пандемией, привели к тому, что бесчисленные малые и средние поставщики столкнулись с нехваткой оборотного капитала, что угрожает лавиной банкротств.

Есть способы избежать такого исхода. Государства должны предоставлять бизнесу финансовую поддержку, заточенную под нужды МСП. Крупные компании могут содействовать этим мерам, выявляя и поддерживая поставщиков, оказавшихся в группе риска. МСП помогут себе сами, если применят более жесткий подход к управлению своим оборотным капиталом. А новаторские решения для финансирования цепочек поставок, в том числе новое поколение цифровых решений, сыграют ключевую роль в предоставлении МСП источников кредитования. Эти решения необходимо применить как можно скорее. Если МСП начнут массово разоряться, эта цепная реакция захватит крупные компании и может в результате еще сильнее расшатать мировую финансовую систему, которая уже испытывает стресс из-за пандемии.

Почему МСП более уязвимы

Несколько последних десятилетий компании упорно превращали себя в бережливые организации, сокращая товарные запасы и оптимизируя операционную деятельность, чтобы повысить свою эффективность. Однако эти меры сделали их операционную деятельность более хрупкой, так как, в частности, усилили их зависимость от тонко настроенной базы снабжения, подверженной дестабилизации.

Мировой кризис 2007—2008 годов усугубил эту хрупкость. Например, в ходе того кризиса банки, пытаясь обезопасить себя от кредитных рисков, либо перестали давать кредиты МСП, либо делали это по ростовщическим ставкам, еще сильнее подрывая финансовую жизнеспособность МСП. 

Чрезвычайные действия, предпринятые центральными банками разных стран для повышения ликвидности в финансовой системе посредством покупки финансовых активов и снижения процентных ставок почти до нуля, не помогли МСП. Например, в Европе денежные средства доступны по низкой цене крупным фирмам, но не МСП, главным образом потому, что введение более жестких финансовых критериев, таких, как базельские правила, побудили банки урезать кредитование МСП, которое теперь считается более рискованным, и повысить процентные ставки для ссуд, предоставляемых малому бизнесу.

МСП подвергаются давлению с двух сторон: банковская система опасается выдавать им ссуды, а их клиенты (фирмы побольше) затягивают оплату поставок. Крупные фирмы, нуждающиеся в деньгах, все чаще обращаются к единственному доступному источнику средств — собственной кредиторской задолженности. Еще не опубликованное исследование, которое мы провели с участием 800 крупнейших производственных фирм Евроcоюза и Соединенных Штатов за тринадцатилетний период, завершившийся в 2017 году, показало, что крупные фирмы систематически увеличивают сроки своих платежей поставщикам (оговоренный период, в течение которого должны пройти выплаты). В свою очередь эти фирмы-поставщики делают то же самое со своими поставщиками.

К сожалению, МСП оказываются вне этой системы, так как они недостаточно сильны, чтобы вынудить своих поставщиков согласиться на продление сроков выплат. Поэтому уже несколько лет МСП вынуждены нести груз карательных платежных практик при финансировании дебиторской задолженности только ради того, чтобы оставаться в бизнесе.  В период с 2004 по 2017 год фирмы продлили свои сроки погашения кредиторской задолженности с 76 дней в Европе и 59 дней в Соединенных Штатах до 83 и 69 дней соответственно. 

МСП, ослабленные продлением сроков погашения кредиторской задолженности крупными фирмами, теперь вынуждены иметь дело с вызовами пандемии коронавируса. К резкому падению спроса и принудительной приостановке работы МСП в связи с пандемией добавилось неполучение оплаты по счетам. Их положение вызывает серьезные опасения.

Способы избежать мирового кризиса

Можно ли предотвратить эти последствия? Могут ли правительства и крупные компании помочь МСП пережить этот шторм, укрепить их материальное положение, понизить риск систематических банкротств? Мы полагаем, что могут, если правительства и компании примут меры прямо сейчас. В их распоряжении есть ряд средств. 

Обеспечить МСП остро необходимыми им деньгами. Правительствам надо вливать больше денег в финансовую систему, причем так, чтобы они достались не только крупным фирмам, но и МСП. 

В Соединенных Штатах «Программа защиты зарплат» (Paycheck Protection Program, PPP) эффективно обеспечивает МСП определенной финансовой поддержкой. В США также есть госпрограммы по повышению ликвидности. В Европе и национальные правительства, и ЕС в целом предлагают финансовую поддержку бизнесу, уделяя особое внимание МСП. Большая часть этой поддержки имеет форму ссуд, обеспеченных национальной или европейской гарантией, чтобы снизить затраты для заемщика. Некоторые страны, например Великобритания и Италия, стараются поддержать транзакции в цепях поставок, предоставляя госгарантии вместо страхования задолженности, которое становится слишком дорогим. В США Администрация по делам малого бизнеса предлагает несколько программ, в том числе предоставляющих экспресс-ссуды и облегчение долгового бремени.

Однако эффективность таких мер зависит от того, несколько быстро и эффективно бюрократическая банковская система может предоставить денежные средства, о которых идет речь. Описанные выше американские программы для облегчения долгового бремени распределяют финансы быстро, но неясно, в какой степени они помогают МСП в чем-то, помимо выплаты зарплат.

Пестовать поставщиков. Правительственных программ помощи малому бизнесу недостаточно. Крупные фирмы должны поддержать своих мелких поставщиков, остро нуждающихся в деньгах. Для этого нужно выявить критически важных поставщиков и защищать их на всем протяжении текущего кризиса и возобновления их операционной деятельности: платить им быстрее, платить за будущие заказы, использовать программы для финансирования цепей поставок, чтобы смягчить условия кредитования поставщиков.

Например, компания Gucci (принадлежащая группе Kering), после финансового кризиса 2008 года спасшая от гибели обширную сеть итальянских малых предприятий, поставлявших ей изделия ручной работы, в конце мая 2020 года объявила о возобновлении поддержки своих поставщиков. Французский оператор мобильной связи Iliad решил платить своим малым и средним поставщикам сразу, без обычного шестидесятидневного периода ожидания, чтобы обеспечивать их мгновенной ликвидностью. Пивоваренная компания Birra Peroni продлила на два месяца сроки оплаты своим дистрибуторам, чтобы помочь им, пока бары и рестораны ведут бизнес в ограниченном объеме или вовсе закрыты.

Проактивное управление оборотным капиталом. Крупные фирмы должны скоординировать свои усилия по улучшению финансовых результатов деятельности, резко сокращая все три компонента оборотного капитала: товарно-материальные запасы (ТМЗ), кредиторскую задолженность и дебиторскую задолженность. Чтобы урезать ТМЗ, фирмам следует пересмотреть свои цепи поставок и уменьшить нормативы для ТМЗ и продолжительность своего производственного цикла — период, когда фирма должна финансировать изготовление и оборот продукции до момента ее продажи. Для этого им нужно трансформировать свои цепи поставок (в том числе потоки в цепях поставок) и рационализировать предлагаемые услуги и товары.

Чтобы все это сделать, понадобится время, но это может окупиться сторицей, так как оптимизация ТМЗ — действенный способ улучшить состояние оборотного капитала компании без нежелательных последствий для других участников цепи поставок. Большинство фирм уже серьезно урезают свою дебиторскую задолженность, дополнительно стимулируя своих клиентов и растягивают сроки погашения кредиторской задолженности. Однако для пестования поставщиков требуется более вдумчивый подход.

Интересно, что наше исследование показало: после мирового финансового кризиса не было существенных изменений в ТМЗ, а это позволяет предположить, что крупные фирмы урезали свои оборотные капиталы главным образом за счет откладывания погашения кредиторской задолженности и ускорения погашения дебиторской задолженности, а не за счет совершенствования операционной деятельности. Это открытие показывает, что компании упускают возможность высвободить оборотный капитал посредством оптимизации ТМЗ или пересмотра цепей поставок.

Решения для финансирования цепей поставок. Есть несколько способов повлиять на отношения между компаниями в составе цепи поставок, чтобы облегчить доступ к кредитованию для более слабых игроков, особенно МСП. Самый распространенный из них — реверсивный факторинг. Он заключается в том, что крупный кредитоспособный покупатель организует выкуп своим финансовым учреждением своей дебиторской задолженности перед поставщиком. Финансовое учреждение может заплатить поставщику немедленно (за вычетом скидки, зависящей от кредитного рейтинга покупателя), тогда как покупатель платит банку в обычный срок. У этого решения много вариаций, но его ключевое преимущество в использовании кредитоспособности стороны с более высоким рейтингом, позволяющим предоставить МСП кредит по более привлекательным ставкам. Многие крупные фирмы — в том числе Siemens North America и P&G — внедрили эти методы после мирового финансового кризиса и расширяют их использование в ответ на текущую пандемию.

Есть и другие финансовые стратегии, которые крупные компании должны применить, чтобы помочь малым поставщикам, оказавшимся в тяжелом положении. Малые поставщики также могут использовать эти стратегии самостоятельно.

Используйте более полные и точные данные. Сейчас нам доступны огромные массивы и новые источники данных. Крупным фирмам следует использовать эти ресурсы, чтобы более точно оценивать здоровье и жизнеспособность поставщиков и затем помогать им. Gucci, например, предоставила банкам подробные данные об операционной деятельности поставщиков, что помогло банкам точнее оценить их кредитоспособность. Люксовая группа OTB (которой, в числе прочего, принадлежит бренд Diesel) предлагает реверсивный факторинг поставщикам, соответствующим определенным требованиям к качеству и надежности. Puma (обувь, одежда) и Pimkie (мода для женщин) при отборе поставщиков для включения в свои финансовые программы теперь оценивают, насколько экологично их производство и как у них обстоят дела с корпоративной социальной ответственностью.

Применяйте цифровые решения. МСП могут самостоятельно или в сотрудничестве с крупными фирмами использовать цифровые решения для цепей поставок. Финтех-стартапы и другие предприятия используют ИИ и продвинутые алгоритмы для оценки кредитоспособности торговых дебиторов, принимая решение о немедленных выплатах их поставщикам. 

Применяйте новые решения. Помимо традиционных финансовых возможностей, таких как реверсивный факторинг, есть много альтернативных решений, дающих похожие преимущества: легкий доступ к ликвидности, распределение риска между партнерами по цепи поставок, оптимизация использования оборотного капитала. К ним относятся механизмы плавающей скидки (покупатели предлагают оплату в более короткие сроки в обмен на скидки), финансирование ТМЗ (ссуды под залог ТМЗ), финансирование заказов на поставку (ссуды под залог заказов на поставку) и торговля инвойсами на платформах для продажи дебиторской задолженности. 

Ford, сталеварная компания Feralpi, производитель круизных лайнеров Fincantieri — примеры фирм, использующих эти подходы. 

Время действовать

Сегодня компании борются за выживание, стараясь удержаться на плаву, пока заказы не возобновятся, или наращивают темпы и расширяют географию деятельности. Любая из этих задач требует обеспечения ликвидности на всем протяжении цепей поставок. Описанные выше подходы сделают крупные фирмы и их цепи поставок более стойкими.

Об авторах

Федерико Каниато (Federico Caniato) — профессор в Школе менеджмента в Политехническом университете Милана, соруководитель группы изучения цепочек поставок. 

Антонелла Моретто (Antonella Moretto) — доцент той же Школы и второй соруководитель группы изучения цепочек поставок. 

Джеймс Райс-мл. (James B. Rice, Jr.) — заместитель директора Центра транспорта и логистики при MIT.