«Как же такое могло случиться?»: почему бизнес мало думает об интересах общества | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Как же такое могло случиться?»: почему бизнес мало думает об
интересах общества

Что нужно сделать для того, чтобы компании учитывали интересы всех стейкхолдеров

Автор: Грэм Кенни

«Как же такое могло случиться?»: почему бизнес мало думает об интересах общества
Иллюстрация: HBR Staff/Kelsey Curtis/Unsplash

читайте также

Перестаньте защищаться — правила общения для слишком бдительных

Марк Гоулстон

Как управлять вниманием своих сотрудников

Джулиан Беркиншоу

Истинные показатели успеха

Майкл Дж. Мобуссин

Что делать, если вас не приглашают на важные совещания

Мелисса Раффони

Как и многие другие компании, на словах Rio Tinto, вторая по величине горно-металлургическая компания в мире, решительно выражает солидарность со своими стейкхолдерами. Вот что говорится в корпоративном годовом отчете:

«Как горнодобывающая и металлургическая компания мы осознаем влияние, которое наш бизнес может оказать на множество заинтересованных сторон, и ответственность, которая из этого проистекает. Мы прилагаем все усилия, чтобы понять потребности и ожидания своих стейкхолдеров. Добиваясь успеха, мы стремимся инвестировать в выполнение своих обязательств перед нашими сотрудниками, клиентами, поставщиками, местными сообществами и правительствами стран, в которых работает компания, а также в высокую прибыль наших акционеров».

Тем не менее 24 мая 2020 года в Западной Австралии, где компания добывает железную руду, Rio Tinto разрушила священные для коренного населения региона Пилбара пещеры ущелья Джуукан, возраст которых оценивался в 46 тыс. лет. Специалисты Rio Tinto пошли на это, хорошо осознавая как само существование, так и важность этого объекта. По словам CEO компании, отказ от разработки месторождений обошелся бы компании в $135 млн. От руководителя же требовали максимизировать рентабельность добычи железной руды.

Австралийское сообщество на этот шаг отреагировало крайне негативно. Проблема активно обсуждается СМИ и в социальных сетях. Акционеры компании по всему миру выразили свое возмущение. Крупные пенсионные фонды, включая Hesta и Australian Super (крупнейшие в Австралии), потребовали ответа от руководства Rio Tinto. В результате CEO и еще два топ-менеджера уже были вынуждены уйти в отставку. И судя по всему, этим дело не кончится.

Как же такое могло случиться?

Метрики против стейкхолдеров

Как известно, «управлять можно только тем, что можно измерить». И это правда. Почему? Что измеряется, на то и обращают внимание. CEO и прочие руководители реагируют на то, что замечают акционеры и совет директоров. Пример из горнодобывающей промышленности — показатели безопасности: их оценивают, о них заботятся советы директоров, и, когда они на должном уровне, о них с удовольствием говорят CEO. То, что можно измерить, приобретает более высокую значимость.

Можно было бы ожидать, что ключевые метрики Rio Tinto будут включать в себя показатели соответствия деятельности компании ценностям каждой заинтересованной стороны. Но так ли это?

Компания публикует «ключевые показатели эффективности» (KPI) в своем годовом отчете. Выделено восемь основных метрик. Шесть из них имеют отношение к акционерам и отражают динамику прибыли, рентабельности капитала и долговых обязательств. Один ключевой показатель, связанный с сотрудниками, оценивает уровень безопасности по количеству случаев причинения ущерба здоровью. Оставшийся показатель — «общая интенсивность выброса парниковых газов» — единственная метрика, касающаяся всего сообщества.

Наглядно видно несоответствие между интересами стейкхолдеров, которые Rio Tinto заявляет жизненно важными, и метриками корпоративного успеха. Разберем конкретный пример из годового отчета: компания признает важнейшую роль поставщиков для успеха бизнеса, но не приводит ни одного ключевого показателя для отслеживания эффективности в этой сфере.

Rio Tinto — исключение?

Чтобы ответить на этот вопрос, я просмотрел годовые отчеты пяти других горнодобывающих компаний: BHP (крупнейшей горнодобывающей компании в мире), Fortescue, Newcrest, Woodside Petroleum и Santos. (Все шесть компаний входят в топ-20 крупнейших австралийских компаний по рыночной капитализации.)

Как и Rio Tinto, BHP публикует ключевые показатели эффективности. Всего их девять. Пять из них касаются акционеров, два — сотрудников (оба имеют отношение к безопасности) и еще два — сообщества. Fortescue идет еще дальше и сокращает список ключевых показателей до трех. Очевидно, что Rio Tinto не единственная крупная горнодобывающая компании в Австралии, чьи показатели не соответствуют публичной риторике.

И проблема существует не только в горнодобывающем секторе. В годовом отчете Commonwealth Bank (крупнейший австралийский банк) называет своими основными стейкхолдерами «клиентов, сообщество, сотрудников и акционеров». Однако когда дело доходит до «ключевых показателей», в годовом отчете упоминается восемь метрик, семь из которых связаны с акционерами, а еще одна — с клиентами.

И это несмотря на то, что в 2018 году Королевская комиссия Австралии занималась расследованием несоответствий в деятельности банков. Одна из отмеченных в отчете проблем заключалась в том, что банки уделяют слишком мало внимания мониторингу организационной культуры и слишком много внимания — измерению корпоративной прибыли. В этом контексте можно было бы ожидать, что банк разработает метрику, которая отражала бы результаты работы организации в обеспечении интересов сотрудников.

***

Ориентацию на интересы стейкхолдеров поддерживают и в американской ассоциации «Круглый стол бизнеса США», объединяющей руководство крупных бизнес-структур от Apple до Walmart. 19 августа 2019 года представители организации выступили с заявлением, имеющим преимущественную силу в отношении всех ранее опубликованных. В документе, подписанном 181 CEO, говорится, что корпорация существует на благо всех «заинтересованных сторон», включая «клиентов, сотрудников, поставщиков, сообщества и акционеров». Австралийское бизнес-сообщество последовало в том же направлении. На саммите Австралийского института директоров, состоявшемся в Сиднее в марте 2019 года, ключевые спикеры, в том числе CEO и президент самого Института, призвали членов советов директоров и CEO компаний расширить сферу своего корпоративного управления и включить в нее интересы всех «заинтересованных лиц».

Однако пока такие компании, как Rio Tinto, не начнут рассчитывать метрики в соответствии с собственными публичными заявлениями, боюсь, мы еще не раз услышим о скандалах, вызванных случаями вроде уничтожения пещер Джуукан.

Об авторе

Грэм Кенни (Graham Kenny) — генеральный директор компании Strategic Factors, признанный эксперт в области стратегии и измерения эффективности в частном, государственном и некоммерческом секторах.