Жизнь как чудо | Большие Идеи
Этика и репутация

Жизнь как чудо

Елена Евграфова
Жизнь как чудо

Результаты множества исследований говорят о том, что недосып сказывается на нас, как легкое алкогольное опьянение. Но мы этого не чувствуем, нам кажется, что все нормально. Напротив, зачастую наш человек любит прихвастнуть своей выносливостью. Ухарство, страсть к поведению на грани фола — это вообще характерно для россиян, утверждают этнопсихологи. По этой причине в России гибнут и становятся калеками тысячи людей — молодецкая удаль уносит жизни не только самих рисковых, но и тех, кто оказался рядом.

Я помню, как один знакомый, вполне цивилизованный и образованный человек, с гордостью говорил мне, что, бывало, управлял автомобилем по 24 часа. Ему, мол, под силу то, что другого валит с ног. Найдется немало людей, способных выдержать за рулем целые сутки, но никто не в состоянии сохранить при этом нормальную скорость реакции. Случись критическая ситуация, когда все решают секунды, и «рекорд выносливости» закончится трагедией.

советуем прочитать

«В США на долю сонных водителей приходится пятая часть всех аварий и ежегодно около восьми тысяч случаев смерти на дорогах. Известно, что каждый день примерно 80 тысяч водителей засыпают за рулем», — приводит статистические данные Дайан Кутю в статье «Наш враг — недосып», опубликованной в «HBR — Россия» в 2006 году. В цивилизованных странах сонного водителя могут обвинить в «криминальном вождении». Во Флориде мужчина был приговорен к 15 годам лишения свободы именно за это: он не спал более 30 часов и врезался на грузовике в стоявшие на светофоре автомобили.

Все это я рассказывала пару раз водителям такси, которые убеждали меня в том, что режим «трое суток за рулем, одни дома» — это нормально, что их организм давно перестроился и исправно работает 72 часа без полноценного отдыха (сон только урывками, между заказами, прямо в машине). Кстати, после сна мозгу ­нужно от 5 до 20 минут, чтобы прийти в себя и начать нормально функционировать. Это я тоже говорила таксистам, которых заставала спящими в ожидании пассажира. Но все мои попытки убедить их в том, что при таком режиме работы они рискуют не только своим, но и моим здоровьем, ни к чему не приводили. Их главные аргументы — «иначе не заработать» и «все так делают» — ничем не перебить.

В этом номере мы посвятили рубрику «Феномен» несчастным случаям: слишком много людей у нас гибнет и получает увечья в рабочее время. Крупные компании начали серьезно задумываться о проблеме — не только потому, что становятся более цивилизованными, но и в силу вполне рациональных причин. Если несчастный случай произошел на работе, компания должна оплачивать лечение или компенсацию семье.

Сотрудники офисов главным образом гибнут или получают травмы на дорогах, но попробуйте убедить людей, тем более начальников, пристегиваться на заднем сиденье или не садиться за руль не выспавшись. В России жизнь отдельного человека на протяжении долгого времени ценилась очень низко. С этим пора что-то делать.

советуем прочитать
Прогулки во время чумы
Мария Божович
Ту ли проблему вы решаете?
Томас Уэделл-Уэделлсборг