Социально ответственное лоббирование | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Социально
ответственное лоббирование

Автор: Фогель Дэвид

Социально ответственное лоббирование

читайте также

Что такое эмоциональный интеллект

«Меня не понимают»

Затеваете цифровую революцию? Пишите программы

Скотт Энтони

Почему быстрая прибыль вредит экономике

Роджер Мартин

Лоббируя свои интересы в органах власти, организации обычно ­следуют одной цели: уйти от действующих нормативов и ограничений. Они могут потратить немало времени и денег, чтобы соответствовать образу социально ответственной компании, но при этом не ударят палец о палец, чтобы поддержать полезные для общества законопроекты. В результате они сами берут на себя обязательства, которые только ослабляют их перед конкурентами, менее щепетильными в вопросах корпоративной социальной ответственности (КСО). Если бы законодательные инициативы компаний преследовали и коммерческие, и социальные интересы, им было бы куда легче служить обществу.

К счастью, это не пустая мечта. Бизнес уже вступил в борьбу с глобальным потеплением — теперь многие понимают: серьезных ограничений не избежать. Некоторые организации выступают за ужесточение экологических нормативов. С одной стороны, это дает им козырь против конкурентов, загрязняющих окружающую среду, и повышает спрос на их собственные, более чистые технологии. С другой стороны, подобные законы поддерживают их долгосрочные инвестиционные планы. Для них очевидно: служение обществу дает стратегические преимущества.

Вспомните сколько шума наделала недавняя история с опасными для здоровья игрушками, импортированными в США из Китая. Когда о проблеме стало известно, компания Mattel, лидер индустрии, отозвала большую часть таких игрушек и пообещала усовершенствовать ­процедуру проверки качества. Однако проблема значительно шире. В Конгрессе США уже ­обсуждаются недоработки системы инспекций и тестирования, которой государство не уделяло должного внимания. Например, с 1980 года вдвое уменьшилось число сотрудников Комиссии по безопасности потребительских товаров.

К чести Mattel, она вместе с Ассоциацией индустрии игрушек поддержала требование феде­рального правительства тестировать игрушки в независимых лабораториях перед продажей. Но почему бы тогда не поддержать и закон, который даст Комиссии по безопасности товаров больше финансовых и правовых ресурсов, необходимых ей для эффективной работы? Более строгий контроль пойдет только на пользу ответственным фирмам вроде Mattel и осложнит жизнь их конкурентам, использующим более дешевые и опасные материалы. Кроме того, покупатели будут уверены в качестве импортированных товаров.

От подобного упреждающего лоббирования можно получить еще большую отдачу на между­народной арене. Большая часть беднейшего населения планеты живет в богатых ресурсами, но коррумпированных и агрессивных странах. Даже самые продуманные и благонамеренные КСО-программы не приносят здесь сколько-нибудь ощутимых результатов. Правящие элиты этих государств преследуют свои интересы. Организации, отказывающиеся платить взятки или ­сотрудничать с госкорпорациями, рискуют быть изгнанными оттуда.

Чтобы повлиять на ситуацию, компании должны лоббировать политические меры, ­которые вынудят правительства развивающихся стран вести себя более ответственно. Удачный пример — так называемое Кимберлийское ­соглашение, подписание которого привело к сокращению оборота алмазов, продаваемых военизированными группировками. Эффективность этой программы увеличилась за счет торговых санкций со стороны развитых стран.

Лоббирование должно стать важным компонентом КСО-стратегии. Участия в частных, пусть и стратегических кампаниях недоста­точно. Необходимо также активно поддерживать ­те государственные мероприятия, которые ­направляют усилия корпораций в правильное русло. Без правительственной под­держки многие общественно полезные прог­раммы, инициированные бизнесом, едва ли принесут желаемые результаты.