Cплетни не только вредны, но и полезны | Большие Идеи

・ Феномены

Cплетни не только вредны, но
и полезны

Особую роль разговоры в кулуарах начинают играть во время кризиса или серьезных перемен. Когда нет определенности, людям ничего другого не остается, кроме слухов и сплетен.

Автор: Ирина Гусинская

Cплетни не только вредны, но и полезны

читайте также

Как нам победить дезинформацию

Клэр Уордл

Председатель совета директоров Группы ОМЗ о том, как вернуть потерянные рынки

Махов Вадим

Работаем ли мы эффективнее, имея больше дней на отдых

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Рассчитайте, сколько вам следует вложить в инновации

Скотт Энтони

«Леночку-то повысили. Неудивительно, учитывая ее особые отношения с начальником», — вполголоса сообщает за обедом коллега. «А, это ты о новенькой, которая костями гремит? У нее какое-то заболевание, забыл, мне кадровичка по секрету рассказала», — у кулера обмениваются новостями два руководителя отделов. Принято считать, что сплетничать нехорошо, и, в очередной раз поддавшись соблазну поделиться свежей порцией не вполне достоверных данных, мы обычно себя порицаем. Однако последние исследования ученых показывают: от сплетен есть и польза, причем как для отдельных людей, так и для компании в целом.

Профессор Джо Лабьянка доказал, что чем активнее человек обсуждает происходящее, тем лучше он разбирается в обстановке и тем влиятельнее в коллективе.

Особую роль разговоры в кулуарах начинают играть во время кризиса или серьезных перемен. Когда нет определенности, людям ничего другого не остается, кроме слухов и сплетен. При этом пересуды снижают уровень тревожности: поделившись с кем-то своим пониманием ситуации, мы устанавливаем более доверительные отношения и в ответ получаем эмоциональную поддержку (что сближает больше, чем дружба против кого-то?). А руководитель, не чурающийся «сарафанного радио», быстрее замечает признаки грядущих проблем.

Кроме того, через сплетни распространяется важная информация о членах коллектива — кто всегда поможет, кто не отвечает на письма, кому стоит доверять и поручать срочные дела, а с кем просто невозможно работать, — и происходит отсев «чужаков». «Cплетни играют важную роль в охране общественного порядка», — утверждает Робб Уиллер, профессор социологии Университета Беркли, соавтор исследования о социальной роли сплетен.

По его мнению, главная причина участия человека в сплетнях — это желание помочь другим. Уиллер провел несколько экспериментов (экономических игр на доверие), в которых люди, в частности, платили деньги, чтобы рассказать другому участнику о предполагаемой нечестности третьего. Результаты показали, что люди а) расстраиваются, когда подозревают, что кто-то играет не по правилам; б) если они могут поделиться этой информацией, то чувствуют себя лучше (даже лишившись собственного выигрыша).

Дженнифер Коул и Ханна Скривенер, социальные психологи из Стаффордширского университета, в результате серии экспериментов выяснили: когда мы говорим о других хорошее, наше настроение улучшается в среднем на 3%, негативные эмоции снижаются на 6%, а самооценка возрастает на 5% (!). Когда же мы кого-то критикуем за его спиной, то страдаем сами — позитивные эмоции сокращаются на 16%, а негативные возрастают на 34%.

Не сплетничать мы просто не можем: по данным еще одного социального психолога, Лорена Беге, 60% всех разговоров между взрослыми посвящены отсутствующим людям и почти все они оценочны. Антрополог Робин Данбар даже выдвинул теорию, что наше неизбывное желание поделиться информацией сыграло не последнюю роль в эволюции человеческого мозга, и система словесного выражения мыслей возникла именно для того, чтобы обмениваться сплетнями быстрее и эффективнее.

Выходит, отрицать человеческую склонность сплетничать бессмысленно и даже чревато (самоустранившись от «разговоров у кулера», вы рискуете не принять во внимание важные особенности работы с коллегами и подобрать неправильных людей на проект, например). Главное, чтобы на обсуждение слухов, намеков и домыслов не уходила львиная часть времени. Работать же когда-то надо.

Читайте по теме: