Как спасти свой бизнес от копирования | Большие Идеи
Тренды
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как спасти свой бизнес от копирования

Викас А. Аггарвал , Джейсон Дэвис
Как спасти свой бизнес от копирования
Фото: Unsplash/vsmilelx

В цифровой экономике часто побеждают имитаторы, которые оказываются креативнее и гибче даже самых успешных первопроходцев. Вспомните, например, Snapchat: приложение, которое позволяло выкладывать фотографии всего на 24 часа, появилось в 2011 году и быстро привлекло миллионы подростков. Facebook* якобы пытался купить Snapchat, но не смог, поэтому решил просто скопировать его функционал.

В 2016 году в приложении Instagram* (которое принадлежит Facebook*) появились все главные функции Snapchat Stories — и под тем же самым названием. Через год Instagram* превзошел Snapchat по числу активных пользователей в день (DAU) и продолжал становиться все успешнее, а темпы роста Snapchat упали. Сейчас ему все же удалось вернуть часть прежнего влияния, но этот пример показывает, что барьеры на цифровом рынке невысоки — даже среди устоявшихся платформ, которые уже приобрели значительную базу пользователей.

Чтобы защитить свои позиции, первопроходцы обычно стараются как можно активнее использовать ноу-хау, развивая обмен знаниями и сотрудничество внутри компании. Они рассчитывают, что чем эффективнее внутри компании будут распределены знания и чем лучше будет налажена командная работа, тем легче им будет сохранить лидерство. Но, как мы предположили в своей недавней исследовательской статье, таким образом можно помочь не только себе, но и конкурентам — особенно если ваше ноу-хау легко копировать и распространять. Мы назвали это эффектом утечки знаний.

Есть ли у первопроходцев хоть какая-то надежда победить имитаторов?

В нашей статье мы показали, что есть — но для этого нужны постоянные нетривиальные инновации. Сотрудники должны совмещать известную информацию в новых сочетаниях и разрабатывать новые решения. Такая стратегия поможет справиться с имитаторами и ограничить утечку знания к конкурентам — но только в том случае, если первопроходцы будут решать сложные проблемы с помощью сложных сочетаний взаимозависимых функций. Рассмотрим несколько кейсов, которые продемонстрируют этот подход на практике.

Как TikTok перехитрил Facebook*

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Лаборатория общего будущего
Джеффри Дайер,  Натан Ферр,  О’Киф Кейт