Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех | Большие Идеи
Тренды

Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех

Андрей Лукашевич
Доставляй и властвуй: каким будет российский фудтех
Dan Gold / Unsplash

Если в 2017 году вы что-то слышали про фудтех, но до сих пор не знали, что это такое, — самое время разобраться. Есть основания полагать, что в ближайшем будущем рынок фудтеха станет лакомым куском для инвесторов, а его сервисы изменят повседневную жизнь в городах.

Фудтех (от английского foodtech) — это интеграция цифровых технологий во все, что связано с производством, доставкой и приготовлением еды. К миру фудтеха относятся сервисы доставки из ресторанов, заказа продуктовых конструкторов, заказов на вынос (take away), заказа столиков в онлайне. Почему это важно? Потому что едят все. И очевидно, что инновации в удовлетворении одной из базовых человеческих потребностей рано или поздно изменят традиционный подход к приему пищи.

Доставка в мире

Одно из самых динамично развивающихся направлений фудтеха — службы доставки еды. Foodora, Digifood, Deliveroo, Eat24, Just Eat, Seamless — сервисы с капитализацией в миллиарды долларов и десятками тысяч заказов в день. Delivery Hero, один из ведущих игроков рынка, по итогам недавнего IPO был оценен в $5.1 млрд и привлек $530 млн инвестиций. В этой сфере происходит примерно то же самое, что когда-то было с онлайн-сервисами такси, уборки и покупок: сначала ими пользовались смельчаки, сейчас без них невозможно представить жизнь в мегаполисе.

Глобальное развитие индустрии идет рука об руку с изменениями образа жизни поколений Y и Z, в первую очередь, живущими в мегаполисах. Миллениалы и тем более «зеты» — на «ты» с технологиями, привычны к бешеным скоростям и готовы тратить деньги на покупку свободного времени — самого ценного для них ресурса. У этих людей нет устойчивых предпочтений в выборе еды. Они стремятся к комфорту и хотят мгновенно получить желаемое. Зачем копить на собственную машину, если можно воспользоваться приложением и через 10 минут получить такси к подъезду? Зачем захламлять квартиру швабрами, если можно пригласить клининговую службу? Зачем тратить ценные часы жизни на приготовление кастрюли борща, когда можно каждый день в удобное для себя время заказать разную свежую еду?

Самый большой и развитый рынок доставки еды — Великобритания. Крупнейший британский сервис Just Eat обрабатывает 370 тысяч заказов в день, подключен к 75 тысячам ресторанов и обладает прибылью равной 375 млн фунтов. Самое популярное блюдо — бургер. Второй по величине рынок — США. Там крупнейший игрок Grubhub принимает 274 тысяч заказов в день, является партнером 55 тысяч ресторанов и имеет прибыль 493 млн долларов. Любимая еда в США — пицца.

Рынок foodtech в России: в чем отличия?

Российский рынок доставки готовой еды хоть и отстает от западного лет на пять, но растет стремительно. В 2017 году, по некоторым оценкам, он достиг 104,6 млрд рублей. Это рост почти на 17% к 2016 году, и тренд продолжится. Исследования показывают, что этот рынок не проседал даже в период кризиса 2014–2015 годах, а в 2016 году уже показал рост на 5,7%, составив 89,4 млрд руб в стоимостном выражении.

Увеличение рынка связано с повышением интереса к услуге со стороны новых пользователей и тех, для кого это превращается в привычку, и России есть куда расти. Больше всего по инфраструктуре и покупательской способности мы похожи на Турцию, где служба Yemeksepeti принимает 150 тысяч заказов в день и объединяет 10 тысяч ресторанов. В Москве же, например, среднемесячное число заказов Delivery Club составляет 735 тысяч, а количество подключенных к сервису ресторанов на конец 2017 года равно 6 500.

Рост российского рынка зависит от многих факторов. Важную роль здесь играют особенности менталитета. Российская аудитория консервативна: чтобы заказ еды превратился в привычку, должно пройти время. Есть прослойка прогрессивных горожан, которые рады пробовать новинки XXI века, но для большинства доставка еды — по-прежнему скорее повод отдохнуть от рутины и устроить себе небольшой праздник, а не альтернатива ежедневному приготовлению пищи.

Российская аудитория отличается и тем, что для нас поход в ресторан — всегда нечто большее, чем просто повод поесть. Основные причины питания «вне дома» — возможность провести время с друзьями/семьей или побаловать себя. Несмотря на то, что гостей в ресторанах давно не встречают по одежке, для кого-то выбор заведения все еще может указывать на социальный статус. Более того, в маленьких городах нет проблемы больших расстояний — полгорода можно объехать за десять минут и много заведений находятся в пешей доступности.

Сервис, который доставляет

Своевременная доставка еды требует безупречной системы логистики и клиентского обслуживания. Именно поэтому сервисы запускают собственные службы доставки, сами нанимают и обучают курьеров, следят за качеством их работы. Например, Delivery Club запустил курьерскую службу Delivery Express в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Казани с доставкой заказа за 45 минут — почти в два раза быстрее средней скорости доставки по стране, которая составляет более 80 минут.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Почему полезно бить баклуши
Макгонигал Джейн
В честном порядке
Владимир Рувинский