«Хватит ныть!»: чего нельзя говорить коллегам в трудной ситуации | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Хватит ныть!»: чего нельзя говорить коллегам в
трудной ситуации

Как помочь коллеге, который столкнулся с трудностями

Автор: Дебора Грейсон Ригель

«Хватит ныть!»: чего нельзя говорить коллегам в трудной ситуации
Фото: HANS BERGGREN/GETTY IMAGES

читайте также

Совет директоров мешает топ-менеджерам

Макдональд Mайкл

Уместен ли вопрос «Каковы мои карьерные перспективы?»

Борис Щербаков

Нет проблем

Быть предпринимателем, если вы не экстраверт

Мередит Файнман

У всех случаются плохие дни на работе, но у некоторых это происходит чаще, чем у других. Вы можете расстроиться из-за того, что не удалось выполнить план по продажам, злиться, что повышение досталось другому сотруднику, или грустить из-за сокращений в своем отделе. Нравится вам это или нет, негативные эмоции являются частью работы в любой компании.

Впрочем, одно дело испытывать негативные эмоции самому и, хорошо себя зная, понимать, сколько времени уйдет на то, чтобы их преодолеть. Совсем другое — когда с продолжительными трудностями сталкивается ваш коллега, и спустя какое-то время вы начинаете думать: «А не пора ли ему уже с этим справиться?».

Даже если вы понимаете, что на восстановление после трудного периода нужно время, вы можете испытывать нетерпение. Почему это происходит? Дело в том, что отчаяние и разочарование вашего коллеги могут негативно сказаться на результатах его работы, а это, в свою очередь, отражается и на вашей деятельности. Кроме того, исследования показывают, что эмоции заразны, и чем дольше ваш коллега чувствует себя плохо, тем выше вероятность того, что вы сами подхватите этот «вирус». К тому же со временем вы можете почувствовать, что у вас не остается сил и способов, чтобы оказывать помощь, проявлять эмпатию или даже интерес.

Как бы вам ни хотелось, чтобы коллега поскорее пришел в себя, вы не сможете ускорить этот процесс. Конечно, вы можете ухудшить положение вещей, если будете его игнорировать, осуждать, избегать, вступать с ним в конфликт, обсуждать его у него за спиной или говорить ему при встрече: «Хватит ныть!» Единственный способ выйти из тяжелой ситуации — пережить ее. Поэтому лучший способ помочь коллеге примириться с обстоятельствами и успокоиться — это предоставить ему возможность самостоятельно справиться с эмоциями.

Что вы можете сделать? Примите его текущее состояние и дайте ему возможность проанализировать свои эмоции и потребности, подумать о том, что мешает ему прийти в себя, и как он сам предпочел бы с этим справиться. Все это можно сделать, если следовать практике «принятия переживаний», то есть не избегать негативных эмоций и других неприятных состояний. Что из себя представляет эта практика?

Вместо того, чтобы сказать коллеге: «Ты слишком сильно из-за этого переживаешь», попробуйте сказать: «Похоже, это сильно на тебя влияет. Расскажешь, что происходит?»

Почему так лучше? Вместо того, чтобы судить о степени адекватности чужой реакции (едва ли ваш собеседник это оценит), вы признаете ситуацию и даете коллеге возможность высказаться.

Вместо фразы «Перестань так сильно переживать», скажите: «Ты выглядишь обеспокоенным. Что тебя больше всего волнует?»

Почему так лучше? Вместо того, чтобы говорить человеку, как он должен себя чувствовать (такие советы работают крайне редко), вы указываете на то, как он себя чувствует, и предлагаете ему подумать о том, что движет этими эмоциями.

Вместо фразы «Ты должен с этим разобраться», попробуйте сказать: «Похоже, ты все еще об этом думаешь. Что тебе нужно, чтобы двигаться дальше?»

Почему так лучше? Вместо того, чтобы приказывать коллеге перестать испытывать дискомфорт (возможно, потому что это доставляет неудобство вам самим), вы даете ему понять, что слышите его, и предоставляете возможность найти решение самостоятельно.

Требуя от коллеги, чтобы он перестал себя плохо чувствовать, лишь потому что это доставляет вам неудобства, вы ему никак не помогаете. До тех пор, пока наша работа сопряжена с негативными эмоциями (а вероятность, что это изменится, очень мала), полезно знать стратегии для помощи людям, которые оказались в трудной ситуации. Кто знает, возможно, одна из этих тактик когда-нибудь понадобится и вам.

Об авторе. Дебора Грейсон Ригель (Deborah Grayson Riegel) — руководитель консалтинговой компании The Boda Group, профессор Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете.