Учимся различать культурные и национальные отличия | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Учимся различать культурные и
национальные отличия

Чтобы правильно оценивать ситуацию, нужно выяснить не только общекультурные нормы, но и региональные.

Автор: Энди Молински

Учимся различать культурные и национальные отличия

читайте также

Пять антикризисных правил для розницы

Меер Дэвид,  Ромбергер Тим,  Фаваро Кен

Счастье vs благополучие

Елена Евграфова

Марлен Асланян. Интеллект по наследству?

Анна Натитник

Пять правил для эффективных переговоров

Максим Карпов

Глобальный бизнес вынуждает компании взаимодействовать с людьми разных культур, поэтому все хотят знать привычки и особенности поведения представителей из других стран. Чаще всего мы обращаемся за помощью к различным авторитетным источникам. Читаем книгу, статью или блог о культурных различиях. Выясняем, чем отличаются от нас немцы, китайцы или итальянцы, как они думают, как действуют и даже как выражают свои чувства, и нам кажется, что домашнее задание выполнено. Мы подготовились.

А потом с изумлением видим, что человек ведет себя совсем не так, как ожидалось. Коллега из Азии не сидит молча, а высказывается громко и напористо, а вот партнер из Израиля оказался сдержанным и кротким. И так, постоянно натыкаясь на людей, которые обманывают наши ожидания насчет представителей другой культуры, мы начинаем размышлять, где же допущена ошибка.

Проблема заключена в самой формулировке вопроса. Вопрос вроде бы очевиден: «К какой культуре принадлежит этот человек?». Да, это знать важно. Существуют заметные культурные различия между народами, формат общения в Индии отличается от американского, и в Японии потребуются другие способы мотивации, нежели в Канаде.

Но нельзя все сводить к культурным различиям, поскольку есть еще многое помимо национальной культуры. И если бы мы научились задавать более точные вопросы, нам бы удалось выяснить настоящие различия и подготовиться к тому, как будут вести себя наши собеседники.

Вопрос 1: Что вам известно об этом регионе? Чтобы правильно оценивать ситуацию, нужно выяснить не только общекультурные нормы, но и региональные. Например, если бы вы занялись бизнесом в США и исходили при этом из предпосылки, будто жители Северо-Востока во всем подобны обитателям Юга и Среднего Запада, на вас бы свалилось немало сюрпризов. И точно так же вы бы ошиблись, приравняв друг к другу Южную и Северную Италию или сельских жителей Китая — к городским.

Читайте материал по теме: Формула дружбы

Вопрос 2: Что вам известно о компании или об отрасли? На самом деле культурные различия существуют не только между странами и регионами, но и между отраслями и организациями. Общение с топ-менеджером Google приходится выстраивать иначе, чем с боссом из Microsoft или Intel. Собрания в традиционных бюрократизированных организациях протекают не так, как в стартапах. Нормы поведения в индустрии рекламы радикально отличаются от норм в сельскохозяйственной промышленности и т. д.

Разумеется, в чем-то культура компании отражает культуру региона или страны. Например, традиционная саудовская сталелитейная компания, несомненно, чтит местные обычаи, проявляя в том числе жесткую иерархичность. Но присмотритесь к культурным нормам какой-нибудь всемирной консалтинговой компании вроде McKinsey, чей филиал тоже находится в Эр-Рияде. Поскольку это международная корпорация, ее нормы формируются как под влиянием местных обычаев, так и с учетом западных, а значит, будут отличаться от саудовских.

Вопрос 3: Что вам известно о людях? И наконец, спросите себя, что вам известно или что можно выяснить о конкретном собеседнике. Это шестидесятилетний топ-менеджер или новичок двадцати с небольшим лет? Люди постарше обычно следуют общим нормам и правилам своей страны. Также полезно знать, местный ли он, вырос ли он в этой среде и оставался ли здесь всегда или же много путешествовал и сделался космополитом, человеком с разнообразным опытом. Местные люди чаще отражают нормы своего региона, а путешественники могут достаточно гибко менять поведение и принимать новые правила игры.

Читайте материал по теме: Как (не) правильно обрастать деловыми связями

И ваш статус тоже влияет на ход разговора. Многие ближневосточные и юго-восточные культуры — Индия, Китай, Корея — предусматривают право старшего в иерархии на откровенность и прямоту, в то время как младший по званию должен прибегать к вежливым уклонам. Вам нужно точно понять свой статус в данном разговоре, чтобы выбрать и определить его стиль.

Ответы на эти вопросы найти нелегко, но это вполне возможно. Книги помогут вам вникнуть в некоторые нюансы, но лучший способ подготовиться — поговорить с представителями собственной культуры, кому довелось учиться, работать и жить в этой стране. Их опыт позволит разобраться в тех проблемах, с которыми вам предстоит столкнуться, и даже предусмотреть конкретные ситуации и понять, чем руководствуются люди, с которыми вам предстоит сотрудничать.

Обязательное условие успеха — сделать домашнюю работу, прежде чем окунаться в чужую культуру. Но делая ее, нужно задавать правильные вопросы, иначе вы не заметите действительно важные отличия.

Читайте по теме: