Как руководителю сохранить друзей на работе | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководителю сохранить друзей
на работе

Для полноты счастья и большей вовлеченности в работу желательно иметь друзей среди коллег.

Автор: Питер Брегман

Как руководителю сохранить друзей на работе

читайте также

Как работает теория пяти конкурентных сил

Майкл Портер

Хотите ли вы изменить свою жизнь?

Грег МакКеон

Даже небольшие переговоры требуют подготовки и творческого подхода

Джефф Уайсс

Феодалы информации

Иван Сорокин

Мой клиент Гириш* руководит филиалом компании, которая оценивается в 500 миллионов долларов. Отзывы у него — самые блестящие. В нем видят наиболее вероятного преемника гендиректора.

Но у него есть проблема: друзья.

Среди подчиненных Гириша оказалось несколько его близких друзей, и он не решается спрашивать с них так же строго, как с прочих подчиненных. Порой они попросту не выполняют его распоряжения. Не дают желаемого результата. Это вредит и компании, и репутации босса.

Я обсудил эту ситуацию с другими членами команды и убедился, что все это видят и все возмущаются. Люди не понимают, с какой стати Гириш идет на поводу у друзей. Им это кажется несправедливым — и у них руки опускаются.

Но сам Гириш воспринимает ситуацию иначе. Он сочувствует проблемам своих друзей, и это понятно, ведь он их любит. Но ущерба, который они наносят ему и компании, в упор не замечает.

Существует немало исследований, подтверждающих, что для полноты счастья и большей вовлеченности в работу желательно иметь друзей среди коллег. Но в этих исследованиях не учитываются трудности, которые возникают из-за таких друзей, особенно у начальника.

А трудности столь велики, что многие руководители предпочитают обходиться вовсе без друзей.

Например, Билл, другой мой клиент, гендиректор весьма успешной и быстро расширяющейся компании, которая оценивается в миллиард долларов. Как и Гириш, он получает прекрасные отзывы и от совета директоров, и от подчиненных. А критическое замечание повторяется лишь одно: «Хотелось бы более близких отношений». И что на это отвечает Билл: «Я не стану обзаводиться друзьями на работе».

Нет, Билл отнюдь не замкнутый человек. Он общителен и искренен, от него исходит тепло. Но на собственном нелегком опыте Билл убедился, что боссу лучше не иметь друзей.

«У меня были раньше близкие друзья среди коллег, — сказал он мне. — Мы бывали друг у друга в гостях. Но потом пришлось ради блага компании принимать суровые решения, одного из них даже уволить, и это было очень тяжело и для меня, и для моей семьи. Я долго колебался, прежде чем сделать это. И с тех пор предпочитаю обходиться без друзей на службе».

Иными словами, Билл уклоняется от близких отношений на работе не потому, что он плохой человек, а именно потому, что он — хороший. И тем труднее ему держать коллег на расстоянии.

Друзья Гириша подрывают его авторитет, Билл ради сохранения авторитета отказывается от приятельских отношений на работе. Но нет ли для руководителя возможности сохранить друзей и найти золотую середину?

Мы выработали четыре правила, которые помогут топ-менеджерам сохранить и друзей, и авторитет.

  1. Прежде всего, четко определите свои цели и не отклоняйтесь от них. Нужно очень серьезно относиться к своим планам, иначе вы не сможете принимать жесткие решения. При этом оставайтесь открытым, прозрачным, требовательным, сохраняя при этом положительный настрой, и упорно следуйте к своей цели, даже если кто-то из коллег, в том числе и друзья, не будут с вами согласны.
  2. Не пугайтесь сильных эмоций. Ни своих, ни чужих. Если вы реализовываете поставленные цели своей компании в соответствии с ее внутренними установками, порой ваши поступки будут вызывать недовольство окружающих. Они могут обидеться, уйти в себя, проявить пассивно-агрессивные тенденции. Но, простите за цинизм, это не ваши проблемы. Будьте сострадательны — слушайте, сочувствуйте, поддерживайте, но не впадайте в зависимость, иначе всем будет казаться, будто вы вовсе не руководите своей командой.
  3. Учитесь дружить по-настоящему и развивайте свой эмоциональный интеллект. Если вы вложили в работу подлинную страсть и при этом подвергаетесь эмоциональной атаке, то вам понадобятся особые навыки, которые помогают поддерживать дружеские отношения даже в пору разногласий и совмещать роль друга с ролью лидера в бизнесе. К числу этих навыков относятся непоколебимая честность, эмпатия, ясность высказываний и строгие границы.
  4. Будьте готовы к потерям. Нужно понять, что контролировать друзей и усилием воли законсервировать отношения невозможно — и это осознание поможет вам сохранить дружбу. Пусть даже вы ясно сознаете свою лидерскую роль, владеете эмоциями и навыками дружбы, все-таки другому человеку могут не понравиться ваши решения. В таком случае переживите эту боль — и двигайтесь дальше. Вот что еще может помочь: обзаводитесь большим количеством друзей. Нет, я не хочу сказать, будто одни люди вам заменят других, но по крайней мере оставшиеся у вас друзья смягчат удар от потери тех, кто не смирился с вашим решением.

Следовать этим правилам нелегко. Для этого более всего требуется эмоциональная отвага, то есть готовность к решительным действиям, даже когда захлестывают эмоции. И как раз это я бы назвал «тайным ингредиентом» в секрете великого лидерства. А для этого нужна серьезная практика.

Но дело того стоит.

Следуя этим правилам, вы не только обойдете подводные камни «служебных дружб», но и в целом будете лучше руководить.

«Момент озарения» для Гириша начался с правила №1, когда он полностью сосредоточился на своей цели. Мы разобрали ситуацию, и он понял, что друзья думали только о себе и не выполняли полученные задания. Он знал, что способности у них есть, но теперь увидел, что они противились его руководству.

Правило №2 вызвало сильные эмоции, когда Гириш пошел на откровенный разговор с друзьями. Он сказал им, что они злоупотребили его доверием, и точно определил, чего от них хочет. Одновременно мы уделили внимание и правилу №3, развивали навыки дружбы, и Гирищ отлично справился с задачей: во всех взаимоотношениях сочетал эмпатию с твердостью.

Главным же испытанием стало правило №4. Гиришу все же пришлось уволить одного сотрудника, но отношения при этом вроде бы не пострадали, и остальные друзья сплотились вокруг Гириша. В целом в команде — и в отделе — моральный дух окреп.

А что же Билл? Биллу пришлось решать иные проблемы. С правилом №1 у него никаких затруднений не было, камнем преткновения стало правило №2: он избегал сильных эмоций, попросту отказываясь обзаводиться друзьями. Теперь же он научился рисковать, строить личные отношения, видеть в коллегах людей. Навыками дружбы (по правилу №3) он и ранее обладал, но теперь начал применять их всерьез и тем самым укрепил их.

Правило №4 оказалось для него самым пугающим. Его страшила перспектива рассориться с друзьями и вместе с тем он не хотел жертвовать авторитетом, чтобы сохранить друзей. Но недавно, после дружеского ужина с подчиненным, Билл сделал открытие:«Ради счастья иметь друзей следует пойти даже на риск утраты».

* Имена и персональные данные людей изменены

Читайте по теме: