«Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали живыми людьми» | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали
живыми людьми»

Как должна измениться роль менеджера в современном мире

Авторы: Джозеф Пиструи , Димо Димов

«Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали живыми людьми»
Фото: PCHYBURRS/GETTY IMAGES

читайте также

Как переносить трудности на работе и оставаться самим собой

Тим О’Брайен

Как распознать потребителей по складу ума

Елена Миронова

В поисках идей: мартовский выпуск

3 плохие стратегии для растущей компании

Умар Хак

читайте также

«Во-первых, давайте уволим всех менеджеров. Только представьте, сколько времени потратили все эти руководители команд, начальники отделов и вице-президенты, контролируя чужую работу», — предложил Гэри Хэмел семь лет назад на страницах Harvard Business Review.

Сегодня мы считаем, что проблема большинства организаций заключается не в том, что их менеджмент неэффективен, а в том, что роль и цели менеджера отстают от потребностей организации.

На протяжении века управление было связано с пятью основными функциями, изложенными теоретиком управления Анри Файолем: планированием, организацией процессов, подбором персонала, руководством и контролем. Эти функции стали неотъемлемой частью работы любого менеджера. Но они рассчитаны на достижение фиксированной цели в стабильной обстановке. Без стабильности вам придется думать о подвижности целей. Именно это и происходит сегодня, и менеджеры вынуждены выйти за комфортные рамки этих пяти задач. Чтобы помочь организациям справиться с сегодняшними проблемами, менеджеры должны сменить старые методы управления.

Отказ от указаний. Когда роботы на основе искусственного интеллекта станут выполнять все больше задач вроде отделочных работ при строительстве или помогать более эффективно управлять счетами, им не понадобится начальник, дающий поручения. Во многих отраслях роботы уже заменяют людей, особенно там, где требуется скорее ручной, чем интеллектуальный труд и более монотонная, а не творческая деятельность.

Что действительно потребуется от менеджеров, так это по-новому взглянуть на будущее, чтобы эффективно внедрить ИИ. Следовательно, нужно тратить больше времени на исследование последствий применения ИИ, помощь другим в расширении знаний об этом и изучение новых практик через эксперименты.

Один из основателей Alibaba Group Джек Ма недавно заявил: «Людей следует учить не тому же, чему мы учим машины. Если мы не изменим методы обучения, через 30 лет мы столкнемся с проблемами». Ма говорит об образовании в широком смысле слова, но мыслит верно. В будущем для организаций будет важно умение учиться, и ключевой фигурой этого процесса станет менеджер.

Возможности для роста вместо ограничений. Слишком многие менеджеры увлекаются микроменеджментом. Они не делегируют полномочия, не дают прямым подчиненным принимать решения и чересчур следят за работой других людей. Такая тенденция ограничивает возможность сотрудников развивать собственное мышление и навык принятия решений — именно то, что необходимо организациям, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность.

Сегодня менеджерам необходимо добиваться от сотрудников максимально эффективного мышления. А для этого необходимо, чтобы они изучали старых и новых конкурентов и думали о том, как развивается рынок.

Коллективные методы вместо индивидуальных. Многие менеджеры считают себя достаточно умными, чтобы принимать все решения без посторонней помощи. Всю ответственность они берут на себя. Однако опыт показывает нам, что, столкнувшись с новой ситуацией, лучшие менеджеры создают вокруг себя группу экспертов из различных областей, чтобы получить более широкое представление о проблемах и решениях.

Менеджерам следует привлекать оригинально мыслящих людей, чтобы справиться с современными проблемами. Настоящий прорыв в мышлении возможен в результате экспериментов с участием множества людей, обменивающихся мнениями, интегрирующих свой опыт и представляющих разное будущее.

Инновации вместо монотонной работы. Менеджеры часто поощряют предсказуемость: они хотят, чтобы важные вещи были зафиксированы, системы работали, а показатели деятельности были высокими. Подобная работа полностью оправдана и повторяется из года в год. Проблема такого подхода состоит в том, что менеджеры сфокусированы только на том, что они знают, то есть на сохранении статус-кво.

Организациям нужно, чтобы менеджеры больше думали об инновациях, и не только тогда, когда они сталкиваются с проблемами. CEO компании Idea Couture Inc. Идрис Мути прекрасно высказался на этот счет: «Когда компания расширяется, когда менеджер начинает говорить, что дела идут отлично, или когда вы видите название своей компании на обложке журнала — вот лучшее время задуматься. Когда компании что-то угрожает или бизнес разваливается, несложно найти убедительные причины для перемен. Компаниям необходимо усвоить, что успех не должен отвлекать их от инноваций. Лучшее время для инноваций — любое время».

Постановка проблем вместо их решения. Решение проблем никогда не должно заменять рост бизнеса. Многие менеджеры говорят, что их основная задача — «тушение пожаров», то есть решение проблем, естественным образом возникающих в результате ведения бизнеса. Мы не считаем, что эта задача должна быть единственной. Современному менеджеру следует искать пути более эффективного управления компанией. Для этого необходимо ставить перед людьми задачи по поиску лучших возможностей для развития и пытаться переосмысливать лучшее из сделанного. Требуется больше размышлять, чтобы понять, за какие задачи взяться, как они воспринимаются людьми и как их решить.

Предприниматель вместо работодателя. Часто работа скатывается к попыткам угодить начальнику. Внимание к клиентам, конкурентам, инновациям, рыночным тенденциям и организационным результатам слишком легко превращается в сиюминутную задачу, выполненную именно так, как хочет менеджер. Любому, кто работал «на босса», знакомо это чувство.

Менеджеры должны навсегда превратиться из работодателя в предпринимателя. Предпринимательство — это образ мышления, который помогает нам видеть вещи, обычно упускаемые из виду, и делать то, чего мы обычно избегаем. Думать по-предпринимательски значит расширять рамки своего восприятия и усиливать действия — и то и другое важно для поиска новых путей развития. Это поможет организациям начать смотреть в будущее, стать более динамичными, энергичными, живыми и открытыми новому.

Мы хотим, чтобы менеджеры снова стали живыми людьми, которые любят учиться и учить, не ограничивают сотрудников, применяют инновации, включают других в процесс творческого мышления и ставят перед окружающими задачи по совершенствованию бизнеса и мира. Это поможет организациям не просто обновить старые методы работы с помощью новых технологий, но и найти совершенно новые способы для того, чтобы двигаться вперед.

Об авторах. Джозеф Пиструи (Joseph Pistrui) — профессор предпринимательства бизнес-школы IE в Мадриде, возглавляет международный проект Nextsensing Project. Димо Димов (Dimo Dimov) — профессор предпринимательства и инноваций университета Бата (Великобритания), один из основателей компании Kinetic Thinking.