Куда идти? | Большие Идеи
Корпоративный опыт

Куда идти?

Елена Евграфова
Куда идти?

Имена авторов теории "голубого океана" Чана Кима и Рене Моборн, а также живого классика менеджмента Генри Минцберга привлекают внимание ко всему, что бы они ни написали. Их статьи, опубликованные в этом номере, посвящены разным темам, однако по сути крепко связаны между собой, потому что обе нацелены на одно — поиск новой парадигмы развития бизнеса.

"Стратегия переворота" Кима и Моборн ставит вопрос о том, что первично: рыночные условия или стратегия. Подспудно в ней рассматривается и другая, чрезвычайно актуальная для нас проблема: надо ли догоняющим — не важно странам или компаниям — придерживаться тактики, позволившей передовикам уйти вперед, или лучше пролагать новые маршруты, искать место в «голубом океане». Пример, иллюстрирующий идеи авторов,  — Дубай, который за тридцать лет изменился до неузнаваемости. Нам случай Дубая интересен еще и потому, что ему удалось преодолеть пресловутое сырьевое проклятье: сегодня лишь 5% доходов эмират получает от продажи нефти и природного газа, хотя всего десять лет назад на них приходилось 30%. "Дубай — единственное арабское государство, интегрированное в мировую экономику", — отмечают авторы. В статье пример Дубая разобран довольно подробно, но суть совсем не в том, чтобы увидеть в нем новую панацею.

советуем прочитать

Авторы предлагают некий управленческий инструментарий для навигации в "голубом океане", хотя, вполне возможно, дело вовсе не в методике, а в новой философии ведения дела. Попытки найти ее предпринимает Генри Минцберг в статье «Мы говорим “компания”, подразумеваем “сообщество”». Уже много сказано о том, что одной из предпосылок кризиса стали заносчивость капиталистов и их стремление любой ценой получить быстрые дивиденды. Это привело к отчаянным рискам, пренебрежению идеалами долгосрочного поступательного развития и — как итог — к всеобщему экономическому хаосу.

Впрочем, уже в недрах той же американской системы постепенно зарождаются новые модели ведения дел, которые, может быть, придут на смену старым. Этой осенью в западной прессе появилась информация о том, что Google собирается участвовать в издательско-розничном проекте с Espresso Book Machine. Суть инновации в том, чтобы печатать книги «по требованию» прямо в местах продаж. Компактные печатные машины уже установлены в двенадцати городах США, Канады, Англии, Австралии и Египта — главным образом в библиотеках и университетских кампусах. Пока что таким способом можно получить книги только из той части электронной библиотеки Google, которая не защищена авторским правом. Рекомендованная цена готовой книжки — $8, из них Google получит $1 — и компания обещает жертвовать все сборы на благотворительность. Но как бы там ни было, это безусловный выход в «голубой океан», который сулит Google огромные коммерческие перспективы.

В феврале 2007 года, когда сканирование шло полным ходом, Сергей Брин признался журналу «The New Yorker», что у компании нет ясного плана по поводу того, как делать на книгах бизнес. Однако, когда Google разрабатывала поисковик, у нее тоже не было четкого бизнес-плана: были технология, ощущение полезности своей деятельности и вера в то, что вознаграждение последует так или иначе. Потом появилась контекстная реклама, а с ней — и финансовые потоки. Хотя поведение основателей Google выглядит не вполне рационально, возможно, в нем отражается новая парадигма развития, которая придет на смену той, что привела постиндустриальный мир к кризису.

советуем прочитать