Власть СЕО — ресурс или риск? | Большие Идеи

・ Менеджмент

Власть СЕО — ресурс или
риск?

Концентрация власти в руках СЕО не только не гарантирует финансовой эффективности компании, но и может ей навредить

Автор: Редакция «Больших идей»

Власть СЕО — ресурс или риск?
Фото: Komarov Egor / Unsplash

читайте также

Вы еще не выработали свою наностратегию?

Гардинер Морс

Кем вы будете через 15 лет

Анна Бурова

Иные возможности мозга

Гэри Пизано,  Роберт Остин

Защитите стратегически важные расходы

Дэвид Нортон,  Роберт Каплан

Концентрация власти может привести к игнорированию альтернативных мнений, недооценке рисков и использованию ресурсов компании в личных интересах. И те, и другие последствия доказаны эмпирически. Ученые из Научного университета Малайзии, тайваньского Национального университета Чи Нан и китайского Университета Миньцзян разрешили это противоречие в свежем исследовании «Власть СЕО — во зло или во благо? Ответ дают отзывы сотрудников на Glassdoor».

Гипотеза: дело в одобрении

Опираясь на исследования прошлых лет, Нгоу Тенг Пуна, Чи-Вуи Хуи, Чжунгда Хек и Лин Линд предположили: на вопрос, к каким результатам ведет высокая концентрация власти в руках СЕО, можно ответить однозначно. Для этого нужно учесть один неочевидный фактор — одобрение руководителя сотрудниками. Власть СЕО позитивно влияет на результаты деятельности компании только тогда, когда коллектив высоко оценивает руководителя — такова гипотеза группы ученых.

Данные

Исследователи использовали для количественного анализа данные за 2010—2020 годы, полученные из трех источников — баз данных Compustat и ExecuComp, а также сайта Glassdoor.

Compustat — база данных финансовой, статистической и рыночной информации о глобальных мировых компаниях. Принадлежит американскому кредитно-рейтинговому агентству S&P Global Ratings.

ExecuComp — компания, предоставляющая данные о вознаграждении руководителей (охватывает пять высших должностных лиц) и финансовых показателях компаний.

Glassdoor — сайт по поиску работы, запущенный в 2008 году, который позволяет людям оставлять свои мнения о работодателях и знакомиться с отзывами других. На ресурсе есть информация о большинстве публичных компаний США.

Для того чтобы данные стали валидными, исследователи дополнительно обработали исходные массивы. Так, из отзывов Glassdoor были удалены оценки бывших сотрудников и сотрудников с неизвестным статусом, неполные отзывы, а также анкеты, где оценка по пятибалльной шкале одинакова по всем пунктам. Первичный список из 2605 компаний покинули фирмы, которые были переименованы, прошли через слияние и поглощение или получили менее 20 отзывов. В среднем о каждой компании ежегодно публикуется 118 отзывов, наибольшее количество достоверных — 3897 — у Amazon в 2019 году. Итоговая выборка — 752 346 отзывов о 924 фирмах.

Что анализировали

Ключевыми для исследования стали три переменных — показатели деятельности компании, власть СЕО и одобрение сотрудников. Вот как они формировались.

  • Показатели деятельности компаний — финансовые и рыночные — получены из Compustat S&P1500, то есть в выборку вошли самые крупные и успешные компании. Финансовые показатели оцениваются по показателю рентабельности активов (ROA) за следующий год, которые корректируются на медиану отрасли в рассматриваемом году, а рыночные показатели — по показателю Tobins'Q компании за следующий год (коэффициент Тобина — это экономический показатель, который сравнивает рыночную стоимость компании с восстановительной (заменяющей) стоимостью ее активов).

  • Власть СЕО — сумма пяти индикаторов:

    • входил ли в совет директоров (да — 1 балл, нет — 0);

    • совмещение роли СЕО с должностью председателя совета директоров (да — 1, нет — 0);

    • количество лет в должности СЕО (выше медианного в данном году — 1, нет — 0);

    • доля акций. принадлежащих СЕО, в общем количестве акций, находящихся в обращении (выше медианного значения — 1, нет — 0);

    • доля совокупного вознаграждения к суммарному значению вознаграждения пяти ведущих менеджеров (выше медианного значения — 1, нет — 0).

Кроме того, учитывая потенциальную статистическую ошибку при оценке власти CEO, использовалась дополнительная фиктивная переменная Power dummy. Она принимает значение 1, если показатель власть CEO равен 3 или выше, и 0 — в противном случае.

  • Рейтинг одобрения CЕО сформирован на основе отзывов на Glassdoor. Помимо общей оценки компании по пятибалльной шкале (удовлетворенность работой в целом, баланс между работой и личной жизнью, культура, возможность карьерного роста, зарплата и компенсации, высшее руководство), пользователи рекомендуют или не рекомендуют компанию, одобряют или не одобряют СЕО, положительно или отрицательно оценивают перспективы развития бизнеса. Отзывы позволяют указать должность, место работы, написать о плюсах и минусах компании и добавить расширенный комментарий.

Гипотеза подтверждается

В качестве исследовательского метода ученые использовали регрессионный анализ. Он позволяет оценить связь между переменными с помощью построения математических моделей, а также то, как изменение одной переменной влияет на другие. Его часто применяют, чтобы оценить эффективность, сделать прогноз, посчитать вероятность. Так было и в этом случае.

На первом этапе исследователи сопоставили две базовых переменных — показатели деятельности конкретных компаний и степень влиятельности их СЕО. Анализ не выявил однозначных корреляций, тем самым подтвердив результаты предшествующих исследований: большие полномочия главы компании могут как способствовать ее эффективности — например, реализации стратегии или сокращению управленческих издержек, так и мешать развитию и увеличивать риски.

На втором этапе в анализ включили третью, косвенную переменную — одобрение СЕО сотрудниками, и это изменило картину. Оказалось, что рентабельность активов компании (ROA) повышается почти на 1%, если ее возглавляет сильный и пользующийся поддержкой коллектива руководитель. Если же сотрудники его не одобряют, потери могут достигать 3% ROA. С рыночными показателями — аналогичная динамика. Иначе говоря, если СЕО не пользуется доверием команды, концентрация его власти вряд ли принесет пользу — даже при высокой компетентности.

Дополнительные выводы

Для того чтобы убедиться в надежности и устойчивости основных выводов, исследователи применяли различные корректировки. В частности, они доказали, что выявленные закономерности справедливы не только для компаний из S&P1500, но и для менее крупных и успешных бизнесов. Одновременно ученым удалось выяснить дополнительные детали.

1. Мнение подчиненных имеет определяющее значение, только если работу СЕО положительно оценивает не менее 75% сотрудников. При этом чем выше рейтинг одобрения, тем больше пользы должен принести влиятельный руководитель компании.

2. Связка влияния и одобрения работают только тогда, когда в компании действует политика мотивации за результат. Если вознаграждение СЕО не привязано к результатам, даже компетентный и этичный лидер не склонен стремиться к развитию бизнеса.

3. Сотрудники управленческого звена дают менее ценные и точные комментарии о стратегии компании и деятельности СЕО, чем те, кто занимается операционной работой. Возможно, дело в том, что сотрудники, в чьих должностях содержатся ключевые слова Manager, President, Director, Officer, Head, Chief, Executive, теснее сотрудничают с СЕО и либо затрудняются с объективной оценкой, либо не хотят открыто выражать свое мнение.

4. Если отзывы сотрудников противоречивы, их не стоит использовать как надежный критерий. Одна из возможных причин — непрозрачность внутренней информации, в этом случае сотрудникам трудно составить взвешенное мнение.

Главный результат исследования — доказательство того, что для оценки и контроля деятельности СЕО важны не только внешние регуляторы, такие как совет директоров или институциональные инвесторы, но и мнение персонала. Наделение СЕО значительной властью имеет смысл, если к его компетенциям прилагается высокая оценка коллектива. Власть без поддержки — риск для бизнеса.