Гонка за лидером | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия

Гонка
за лидером

Скупой платит дважды.

Автор: Ирина Новаш

читайте также

Как преодолеть сопротивление новым идеям

Томас Редман

Защита Дюжина

Павлов Дмитрий

10 ошибок, которые разрушат статусные переговоры

Александр Куличков

Визуализация, которая работает

Скотт Беринато

Недавно в одном из своих многочисленных интервью Дмитрий Быков назвал последнее двадцатилетие абсолютно «безвекторным». Похоже на правду, но все же каждый из нас в своем поведении, в том числе и речевом, постоянно подстраивается под какой-то вектор, а точнее, одновременно под несколько векторов. Какова будет результирующая этого процесса? И станет ли она некой новой нормой?

У американцев есть выражение: «to be wearing several hats» (носить несколько шляп одновременно). Его часто употребляют в контексте менеджмента — выполнять одновременно роль, скажем, начальника проектной группы и члена экспертного совета. Образ очень точный — сегодня мы с невероятной легкостью «меняем шляпы», чтобы быть (или казаться) своими в той иной социальной группе. Социальное чутье подсказывает нам, как нужно говорить для той или иной аудитории, и мы приноравливаемся к ее норме, быстро подхватывая характерные для сообщества словечки, а часто и уровень грамотности (или безграмотности). Мы четко ориентируемся на желтую майку лидера и его стиль речи. Взять хотя бы общение в интернете. Большинство форумов просто пестрят «прикольными» словечками. Все до такой степени подражают друг другу (как в стремлении быть похожим, так и в, казалось бы, в противоположном ему желании блеснуть оригинальностью), что часто складывается впечатление, будто под всеми никами пишет один и тот же человек. Вот форум киноманов: слово «мульфильм» можно встретить только в комментариях администраторов. Для остальных это «мульт» или «анимашка». То же самое с пунктуацией — как правило, отсутствуют не только запятые, но и точки (не говоря уже о заглавных буквах). Грамматические конструкции коверкаются до неузнаваемости. Вот восторженный отзыв одного из пользователей: «Мульт супер, смотрел по-пару раз!!!!». А вот общаются любительницы садоводства: «Дачу мы вот только что перед домиком сделали площадку и дорожки...а так была грязь». Или просторечие вкупе с канцеляризмами: «Ой, девочки... Ну мне прям неудобно как-то. Дачу мы взяли уже "готовую", с определенным кол-вом растений. Посадили, конечно, и сами какое-то кол-во деревьев. А раньше еще помидоры-огурцы и прочее садили».

В социальные сети вторгаются торговые и производственные компании: обычно специально нанятый сотрудник, почитав посты на интересующем его интернет-ресурсе, тут же начинает козырять теми же (чаще всего просторечными) словечками и выражениями. И на всякий случай делает пару грамматических ошибок (хотя у многих это получается ненамеренно!). Тем не менее, как всякого не слишком хорошо подготовленного шпиона, такую подсадную утку несложно вычислить по особому усердию, с которым «она» старается быть святее папы римского! Чего стоит «совет бывалого» на форуме домохозяек: «Ленок, я тут такую мощнягу нарыл, кажись … (далее точное название бренда) называется. И цена нармальная. А магазинчик тута под боком, как выйдешь из метро (далее точный маршрут следования к точке продажи)». А вот «агент» внедряется на форум меломанов: «Не понимаю чо такое: "сгорела, заглючила флэшка"». Это чо, на ней плясать надо или танком по ней проехать ? Или все вирусы инета на нее накидать? Или купить флэшку неивестной марки "Сунь-вынь" на 64 Гб за 100 рэ , а потом после пары перезаписей она "сдохнет" и проклинать весь китай и всю азию ? Скупой платит дважды. Переплатите сотку, но купите в нормальном сертифицированном центре, где гарантию дают минимум на год. Корпус должен быть металлическим, строгим, стильным. Без всяких тупых светодиодов и прочей подвесной мути для блондинок. Уже пару лет пошли как пошли такие флэшки. Лично я уже года полтора покупаю только вот такого типа» — далее точное наименование модели и координаты дистрибутеров на территории практически всего бывшего СССР. «Провокационный» вопрос от поставщика услуг типа «Шубе два сезона, цвет черный...хочет чистки»: «В химчистку страхово отдавать, может кто-нибудь знает как в домашних условиях эту проблему решить..Или может кто-то профессионально этим занимается?» через пару постов находит свой «запрограммированный» ответ: «Девочки! Моя свекровь почистила шубу норковую в еврохимчистке, которая находится на новом рынке, возле павильона с билетами муз.театра. Результатом довольна, я вот тоже думаю рискнуть)))». Так и хочется сделать подробный лингвистический анализ этих шедевров маркетингового искусства и передать результаты их авторам — пусть учатся на своих ошибках.

Занятно, что на своих собственных сайтах производители никак не могут оторваться от дубовых канцеляризмов (отчасти из-за строгого надзора внутренних юридических отделов — как бы чего не вышло). В результате пользователи постоянно жалуются на то, что практически невозможно разобраться в инструкциях по участию в промоакциях. Да уж, что тут скажешь, когда «количество наклеек и игрушек совпадает с количеством реализуемых в период проведения акции упаковок указанных выше продуктов». И даже следующее за этим пассажем задорное «Поселите ваших животных на ферму-раскраску!» (хотя правильнее было бы поселить их на фермЕ-раскраскЕ) дела не меняет.

А обычный пользователь часто, начав с «игры в слова», так ею увлекается, что со временем уже не можем вернуться к нормальной речи (особенно, когда у одной из его «шляп» уж очень широкие поля, покрывающие изрядный сектор круга общения). И в результате — обеднение словарного запаса, ведущее к неумению выразить свою мысль, а затем и просто к неумению мыслить. Если такая перспектива кому-то не очень улыбается, лучшее средство держать себя в форме — собрать в своем языковом «гардеробе» как можно больше шляп самых разных форм и расцветок. В тех же соцсетях представлен далеко не только просторечный или приблатненный стиль. Все зависит от того, кто тут ходит в авторитетах. К примеру, на популярном форуме, посвященном классической музыке, считается совершенно неприличным писать с грамматическими ошибками и небрежно оперировать словами. Там тебя пару-тройку раз одернут, и ты начнешь проверять и перепроверять свой пост «на безграмотность», прежде чем его разместить в сети.