Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Экономика

Хотите
научиться думать?

Ведь такое отношение к своей культуре мы не увидим НИ В ОДНОЙ западноевропейской стране.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

Культурный парадокс

Марина Иванющенкова

Как поддержать расстроенных сотрудников

Сара Нолл Уилсон

Как Huawei стала лидером рынка? Отрывок из книги Ся Чжунъи

Ся Чжунъи

Чтобы к вам прислушались, перестаньте наконец болтать

Питер Брегман

читайте также

Путешествия в пространстве — по безбрежным просторам России — и во времени (вглубь отечественной истории), несомненно, расшевеливают наш ум.

Только что всего лишь за 48 часов — с 5-ти утра 7 сентября (выехали из Москвы на машине) до 5-ти утра 9 сентября (вошла в свой дом) немало удалось увидеть, кое-что сделать и заново оценить.

Торжок (200 с гаком км от Москвы) 25 раз посетил Пушкин. И тень поэта, ей-Богу, до сих пор витает над городом…

В 10 часов меня ждали 90 школьников. Началась блиц-викторина — по русскому языку, литературе и русской истории ХIХ—ХХ вв. Хорошие книги лежали тут же на столике — за правильный ответ каждый мог выбрать сам, по своему вкусу.

Первый мой коронный вопрос:

— Как звали капитанскую дочку? Имя, отчество и фамилия!..

…О, это надо видеть!.. Как писал бессмертный Гоголь, «перо мое вяло, мертво, с тонким расщепом», чтобы описать, как напряжение памяти появлялось на юных лицах — и тянулась наконец чья-то рука или ручонка!.. Заметьте — случая не было, что в какой-то из более сотни (за лет десять моих поездок по стране) аудиторий школьников не нашелся ответ на этот (как и на другие!) вопрос!..

Вспомнила — только однажды. В Москве, в педагогическом колледже. Через год эти 19 девиц без следа мысли или напряжения памяти на челе отправятся преподавать в начальную школу…

А в Торжке библиотекари на встрече после викторины рассказывали — дети не хотели расходиться:

— Как, уже все?..

Понравилось шевелить мозгами.

…Мы так привыкли ругать — и поделом! — сограждан за потребительское, некритичное отношение к телекартинке, за привычную несправедливость в оценке деятелей нашего недавнего прошлого. И главное — за леность ума.

И не принимается во внимание, что рядом с ними живет другая Россия — в возрасте от 12 до 18 лет.

Этих людей — с живым, неубитым чувством справедливости (каждый видел, как горько плачет ребенок, наказанный не за свою вину, и как горячо вступается он за невиноватого приятеля!..), с готовностью к думанью — не учитывают в своих анализах и оценках ни социологи, ни политологи, ни публицисты.

А ведь в них-то — вся суть! Время неумолимо движется, и сегодняшние бездумно голосующие за что угодно через 5—7 лет будут сильно потеснены с электоральной площадки своими подросшими детьми. Сохранят ли их дети эту юную тягу к справедливости и честности или сольются с туповатым и равнодушным «большинством»?..

Недалеко от Торжка, в Никольском — свидетельства нашего общественного лицемерия. Под шумные лозунги о мнимом величии России разрушается ежедневно и ежечасно наше отнюдь не мнимое, подлинное культурное величие — творения русского Брунеллески, потрясающего архитектора конца ХVIII века Николая Львова, свояка поэтов Державина и Капниста…

Когда входишь в Воскресенский храм (Ротонду, как еще ее называют) с ободранными стенами, в полном запустении и в середине задираешь голову вверх — видишь поистине флорентийский купол!..

Высоченная, величественная лестница ведет ко входу в храм — и разрушается не столько от времени (уж очень прочно все было слажено), сколько рукотворно. Валяется внизу огромный камень, сброшенный с самого верха лестницы — уже третий раз. Кем?!

— Не инопланетянами, — ответила местная жительница, борющаяся за Львова несколько лет практически в одиночку.

Почему?!

Ведь такое отношение к своей культуре мы не увидим НИ В ОДНОЙ западноевропейской стране — а мы перед ними задираем свой нос все выше и выше.

Сообщаю о главных препятствиях инвестициям — по закону 2003 года все объекты культурного наследия должны пройти новую регистрацию (старая — 1961 года). И что? Почему до сих пор не определен собственник?! Вопрос — к тамошнему начальству. Многие читатели этого текста — уверена — лучше меня, далекой от бизнеса, знают ответ на этот вопрос.

Но зато я знаю — честь и слава была бы тому сыну отечества, кто, преодолев препятствия, вернул бы России и храм, и усадьбу Львова, и многое другое. И внуки его говорили бы гордо:

— Это наш дед сделал!..

После Торжка и Никольского — 900 км на машине до Коноши. Библиотека имени Иосифа Бродского (туда, как и в Торжок, привезли мы немало книг — на новые книги денег им практически не дают).

А оттуда недалеко — в Норинскую, туда, где был в 1964—1965 годах в ссылке «тунеядец Бродский», будущий Нобелевский лауреат.

18 февраля 1964 года.

«Судья Савельева: Чем вы занимаетесь?

Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…

Судья Савельева: Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! Смотрите на суд! <…> А вообще какая ваша специальность?

Бродский: Поэт. Поэт-переводчик.

Судья Савельева: А кто это признал, что вы поэт? Кто причислил вас к поэтам?

Бродский: Никто. (Без вызова). А кто причислил меня к роду человеческому?».

13 марта 1964 года.

«Судья Савельева: А что вы сделали полезного для родины?

Бродский: Я писал стихи. Это моя работа. Я убежден… я верю, что то, что я написал, сослужит людям службу, и не только сейчас, но и будущим поколениям».

Музей — замечательный. Друзья Бродского, навещавшие его в ссылке, помогли восстановить детали его быта. Очень умно и талантливо сделан и своеобразный музей в библиотеке в Коноше; Бродский в последние месяцы ссылки работал фотографом, и его фотографии отпечатали поразительно теплое отношение поэта к своим односельчанам…

В этих двух музеях стоит побывать всем. Я не злой человек, но очень хотела бы, чтобы там побывали внуки судьи Савельевой. А также — дети сегодняшних российских судей, вынесших немало неправедных приговоров. Посещение таких мест поневоле заставляет думать. Обдумывать, так сказать, свои действия — под знаком истории.