Польза — это главное / Прибыль — это главное | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Польза — это главное /
Прибыль — это главное

На последней встрече интеллектуального клуба «Harvard Business Review» прошли дебаты на тему: «Какова главная цель бизнеса: извлечение прибыли или работа на пользу общества?». Участники дискуссии, отстаивавшие разные точки зрения, — Сергей Воробьев и Андрей Мовчан — написали статьи на основе своих выступлений.

Авторы: Андрей Мовчан , Воробьев Сергей

Польза — это главное / Прибыль — это главное

читайте также

Не надо быть креативным и проактивным

Елена Евграфова

Ускоряйтесь!

Джон Коттер

Как подсчитать выгоду от интернета вещей?

Сунанд Менон

Что делать, если ваш друг подводит вас на работе

Лайан Дэви

Когда бизнесмен говорит, что его задача — исключительно производство прибыли, это равносильно заявлению политика о том, что он пришел во власть, не чтобы решать проблемы общества и приносить пользу людям, а только чтобы править ими; или врача о том, что его цель — не лечить больных, а копаться в чужих внутренностях. Это антигуманная позиция. Вряд ли нам нужны такие властители и врачи, хотя они есть.

Взгляните на само определение источника прибыли. Понятие value added неверно переведено с английского или немецкого (value added, mehrwert): это не «добавленная стоимость», а «добавленная ценность». Бизнесмен должен произвести новую «добавленную» ценность, создать то, чего раньше не сущест­вовало, и потратить на это меньше денег, чем он сможет получить потом. Разницу между добавленной ценностью и себестоимостью «добавления» он и положит себе в карман. Если единственное, что он производит, это прибыль для себя любимого, то это ценность только для него, но не для потребителя: людям нет дела до того, сколько денег осядет в его кармане.

Признаю, однако, что деньги могут быть ценностью — но только для тех, у кого их нет, например для начинающих бизнесменов. Прибыль дает им свободу, возможность предпринимать новые шаги, двигаться вперед. Но если они не отступятся от этой позиции и дальше, когда окрепнут и встанут на ноги, они не будут интересны никому, кроме самих себя. Потому что в схеме «я работаю только ради прибыли» нет места ни сотрудникам, ни обществу — никому, кроме самого бизнесмена.

Я верю, что человечество движется от эгоизма к альтруизму. За пару веков капитализма люди поняли, что прибыль — это необходимое, но не достаточное условие существования бизнеса. Прибыль сама по себе не может быть целью; цель человеческой жизни — приносить пользу другим. Посмотрите на крупнейшие компании — Google, Apple, Starbucks. Их задача — не максимизация прибыли, не ради этого они строят свои бизнесы. Они решают иные задачи. Да, одновременно они богатеют, и это, в принципе, справедливо: они приносят обществу добавленную ценность, и часть ее остается у них в кармане. Но это следствие, а не цель. Даже большинство российских олигархов стремятся уже не к богатству. Теперь им важно что-то другое, например конкуренция, — они играют в эту игру на фантики, просто фантиков должно быть много и на них должны быть портреты американских президентов.

Задача бизнеса — производить добавленную ценность и получать за это деньги. Я бы дал такое определение бизнесу — «польза с прибылью». Те, кто считает наоборот, для кого бизнес — это прибыль с пользой, сами себя отсекают от рынка. Я согласен с Питером Друкером: из всего, что делает компания, рынок интересуют лишь две вещи: маркетинг и инновационность. Организация должна угадывать интересы потребителя, следить за его капризами и подстраивать под них свою модель. Бизнес, сосредоточенный на потребителе, получает все: прибыль, статус, счастье, самореализацию. Предназначение бизнесмена в том, чтобы двигаться от эгоизма к альтруизму, к принесению максимальной пользы, создавать добавленную ценность и получать себе справедливую долю (моя упрощенная трактовка «Протестантской этики и духа капитализма» Макса Вебера). Компании, не принимающие во внимание интересы общества, не приносящие ему пользу, едва ли получат хоть что-нибудь: вряд ли люди захотят добровольно отдавать им свои деньги. Те, кто этого не понимает, кто зациклен на росте собственного благосостояния, деградируют.

И еще одно наблюдение. Исторически так сложилось, что бизнесом называют только коммерческий сектор. Это неправильно, потому что «бизнес» означает «дело», а дело может приносить прибыль, а может и не приносить. Частный бизнес обречен приносить прибыль: чтобы развиваться, заниматься инновациями, маркетингом, модернизацией, следить за изменяющимися вкусами клиента, у него должны оставаться деньги. Прибыль, согласно тому же Питеру Друкеру, — это ограничитель для частного бизнеса. А поскольку у некоммерческого бизнеса такого ограничителя нет, он, как ни странно, может эффективнее развиваться и быстрее идти к цели.

Таким образом: хотите больше «прибыли себе» — думайте о «пользе для других».

Прибыль — это главное

Вопрос «Что первично для бизнеса — прибыль или обеспечение общества необходимыми товарами и услугами» парадоксален. Без прибыли много благ не создашь, а не создавая их — как получить прибыль? Необходимость проверяется спросом: покупают — значит надо! Это и есть примат прибыли.

Прибыль — понятие математическое, а потому точное. Даже если смотреть на него шире, как на полученное удовольст­вие, статус, модус успеха, сознание исполненного долга или сделанного доб­ра, радость победы над конкурентами и пр., определить прибыль можно будет очень точно — достаточно спросить ее получателя, конкретного бизнесмена.

А вот понятия «общество», «необхо­ди­мость» определить невозможно. Общество — это все (но всем нужно разное!); или — большинство (а как быть с меньшинством?); или — «правильная» его часть (а кто решил, кто «правилен»?). Необходимость — где критерий?

Но «примат необходимых товаров и услуг» — это не аргумент простаков, не понимающих вышеизложенное. Это популистский лозунг тех, кого Айн Ренд называла «экономическими фашистами». Это — знамя мошенников, которые хотят контролировать бизнес и через контроль присвоить себе возможность распределять прибыль в свою пользу.

«Люди сами не могут определить своих потребностей и пользы», — говорят они. Им надо помогать. «Помогает», конечно, власть. Мало того, что власть не имеет для этого технических средств, она, даже в демократии выражает мнение «лишь» большинства (а часто — лишь тех, кто финансирует выборы и самих избранников). Вера в примат «нужности» — это путь к государственному контролю, игнорированию интересов большинства, отказу от нового, потере эффективности и застою.

Конечно, существуют конфликтующие части общества и конфликтующие потребности (разбойнику нужен пистолет, но многие могут от него ­пострадать; всем нужны машины, но дышать выхлопными газами никто не хочет). Но именно эти вопросы (а не вопросы спроса) должно решать государство: оно ограничит разбойника в правах на нож, а автомобилистов в использовании неэкологичного бензина. Так что бизнесмену не надо мучиться вопросами блага общества — достаточно измерить спрос и уточнить у государства, разрешено ли его удовлетворять. Сегодня наиболее богаты и успешны те страны, где люди приняли эту упрощенную модель: каждый человек с его потребностями важен, необходимость товара определяет только спрос, прибыль — первична.

У сторонников контроля общественного блага, конечно, есть много вопросов. Как быть с алчными бизнесменами, которые хотят продавать плохой товар под видом хорошего — для увеличения прибыли? А никак: не надо мешать конкурентам продавать хороший товар — потребители сами разберутся. А если некачественный товар наносит вред, надо иметь простую и независимую судебную систему, это уже задача государства.

Как быть с «алчным» предложением обществу вредных товаров, от наркотиков и гамбургеров до 90% передач на российском телевидении? Удивительно, но почти 100% такого предложения связано с неоправданными действиями государства. Есть очень большая вероятность (и мнение многих знаменитых экономистов), что легализация наркотиков приведет к катастрофическому падению спроса. Передачи на РуТВ — во многом продукт государственного спонсирования каналов. Засилье фастфуда — косвенный результат субсидирования сельскохозяйственного производства в США и Европе, создающего избыток продукта и искажающего рынок в пользу жирных и калорийных блюд.

Как быть с банкирами, навыпускавшими мусорных облигаций? С Соросом, обвалившим фунт? С Голдман Сакс, помогавшим Греции обманывать мир? Разве на их прибыльный бизнес есть спрос общества? Конечно, есть! Все они — санитары экономики, крысы на корабле, управляемом самодовольными чиновниками. Их действия — сигналы, стоп-краны и тревожные кнопки. Не будь их — кризисы случались бы не так скоро… но были бы во много раз страшнее. И выбраться из них государства уже вряд ли бы могли.