Как блокчейн может спасти от фейков | Большие Идеи

・ Технологии
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как блокчейн может спасти
от фейков

Что поможет создать будущее, которому мы сможем доверять

Авторы: Амелия Леопольд , Кэтрин Харрисон

Как блокчейн может спасти от фейков
Иллюстрация: Nata Schepy

читайте также

Что нужно делать новому руководителю, чтобы не упустить время

Яков Сергиенко

Как сделать видео вирусным

Вашей репутации ничто не угрожает?

Ньюквист Скотт,  Роберт Экклз,  Шац Роланд

Пять способов загубить карьеру

Гройсберг Борис,  Робин Абрахамс

Дезинформация (то есть информация, которая намеренно вводит людей в заблуждение ради политической или финансовой выгоды) — это, конечно, не новое явление. Но, как мы могли убедиться в последний год, цифровые платформы существенно упростили распространение опасных теорий заговора, то есть заведомо ложных утверждений на самые разные темы, от пандемии и расовых волнений до лесных пожаров в Калифорнии и результатов президентских выборов. Такие посты удивительно быстро становились вирусными и получали огромный охват.

Подливает масла в огонь появление так называемых дипфейков — очень правдоподобных (но поддельных) фотографий, аудио- и видеозаписей, созданных с помощью ИИ. Дипфейки могут обойтись бизнесу в десятки миллионов долларов — и в этой цифре не заложено хуже поддающееся подсчету, но не менее важное влияние технологической дезинформации на общество в целом.

Эту проблему породили технологии. Но другие технологии, например блокчейн, могут ее решить и замедлить распространение цифровой дезинформации. Конечно, было бы наивно ожидать, что такую сложную проблему можно решить одним ударом. Но последние разработки обнадеживают: возможно, блокчейн устранит многие из рисков и глубинных источников цифровой дезинформации.

У блокчейна невероятный потенциал

В блокчейн-системах используется неизменяемый децентрализованный реестр, информация в который записывается таким образом, что ее подтверждает каждый, кто ее использует, поэтому однажды введенную информацию почти невозможно отредактировать. Одно из самых известных применений блокчейна — это управление обращением криптовалют, таких как биткоин. Но из-за децентрализованной валидации и четкости учета блокчейн может пригодиться для работы с любыми видами контента.

Одна из причин, по которым нам сегодня так сложно бороться с дипфейками и другой дезинформацией, заключается в том, что у нас пока нет правил и наработок для определения, пометки и отслеживания искаженных фактов на разных цифровых платформах, а также для реагирования на них. Но блокчейн может сделать жизненный цикл контента прозрачнее и создать механизм, который вернет доверие к нашей цифровой экосистеме. Есть три главных способа, как решения на основе блокчейна могут помочь нам разобраться с новыми видами цифровой дезинформации.

Подтверждение происхождения

Первый способ применить блокчейн для борьбы с дезинформацией — это отслеживание и подтверждение источников и другой важной информации в онлайн-изданиях. Сайт может создать блокчейн-реестр опубликованных фотографий, в котором любой пользователь сможет верифицировать подпись, место съемки, согласие на фотографирование, копирайт и другие метаданные. The New York Times изучает эту возможность в рамках своего проекта по анализу происхождения и изменения информации News Provenance Project. Издание использует блокчейн для отслеживания источников фотографий к новостям и контроля за их редактированием. Это дает пользователям больше контекста и показывает, как и когда был сделан снимок.

Компания аутентификации фотографий и видеозаписей Truepic заверяет контент в блокчейнах Bitcoin и Ethereum, чтобы подтвердить цепочку пользователей, работавших с фотографией на разных этапах, от съемки до хранения. Конечно, для разных задач нужны разные требования и разные виды метаданных. Но в целом блокчейн — это удобный механизм для верификации источника контента и его изменений на пути к конечному потребителю.

Исследователи и инженеры разрабатывают технологии дипфейков для добросовестных применений — например, для образовательных видео, кино или для интерактивного искусства. Они тоже могут использовать блокчейн, чтобы следить, кто имеет доступ к их алгоритмам, и подтверждать, что люди, которых изображает дипфейк, дали на это свое согласие. Это особенно важно для open-source-инструментов, которые доступны намного более широкому кругу пользователей, ведь чем больше пользователей, тем выше риск злоупотреблений.

Подтверждение личности и контроль за репутацией

Раньше за надежность контента отвечал, в первую очередь, издатель. Скорее всего, вы больше поверите статье The New York Times (или Harvard Business Review), а не какого-нибудь сайта, о котором впервые услышали. Но с этим связаны серьезные проблемы. Доверие к мейнстримным СМИ в Америке находится на рекордно низком уровне: согласно недавнему опросу, 69% взрослых американцев за последние 10 лет стали меньше доверять СМИ. Ситуацию еще более усугубляет тот факт, что цифровые медиа зарабатывают на рекламе, и их прибыль зависит от количества кликов — поэтому даже у самых заслуженных изданий есть стимул ориентироваться в первую очередь не на понятность и ясность, а на вовлечение аудитории. А если читатели в основном получают информацию только из заголовков репостов в социальных сетях, им становится еще сложнее отличать надежных, серьезных журналистов от пропагандистов, за которыми стоят определенные интересы.

Здесь может помочь блокчейн. Система на основе блокчейна может одновременно подтвердить личность автора и показать, насколько он заслуживает доверия, и для этого не будет нужен единый институт, которому бы доверяли все.

Например, в одной недавней статье была предложена система оценки личной репутации авторов и журналистов без привязки к изданиям, для которых они пишут. Это пример децентрализованного подхода к верификации источников, истории редактирования и других данных о цифровом контенте. Блокчейн может также отслеживать дистрибуцию контента: читатели и издатели смогут увидеть, откуда возникла дезинформация и как она распространялась по цифровой экосистеме.

Конечно, эта новая система порождает и вопросы, как и любая другая система отслеживания репутации. Кто будет задавать стандарты, формировать рейтинги и урегулировать споры? Каковы будут механизмы для этого? Более того, любая система для отслеживания и подтверждения персональной информации должна соответствовать лучшим практикам конфиденциальности и безопасности, которые отвечали бы и местным, и международным законам и нормативам. Но децентрализованная структура блокчейна сама по себе может решить многие из этих проблем — с ней нам не будет нужен единый институт, которому бы доверяли все.

Мотивация создавать качественный контент

Наконец, одна из главных сложностей распространения точной информации в современном мире заключается в том, что у авторов и издателей есть сильная мотивация увеличивать число кликов любой ценой, а это проще делать с желтым, сенсационным контентом. Возможно, вы слышали про подростков из Македонии, которые в 2016 году размещали в правых группах Facebook статьи с дезинформацией и заработали десятки тысяч долларов на рекламе. Рекламные сети (например, Google) обещают активнее бороться с заблуждениями и дезинформацией, но они «себе сами ставят оценки» — и вряд ли у них есть стимулы перекрывать денежные потоки.

Однако в блокчейне можно составить умный контракт, который будет автоматически оплачивать только тот контент, который соответствует заранее определенным стандартам качества. Например, в 2017 году появился блокчейн-стартап Civil, который продвигал принципы достоверной журналистики, финансово вознаграждая пользователей криптовалютой за публикацию точной информации и штрафуя их за тексты, которые не соответствуют стандартам качества. Этот стартап вскоре закрылся, но на его место пришли новые — например, Nwzer и Pressland, которые тоже стремятся поддержать непрофессиональных и независимых журналистов и устранить барьеры к распространению контента и используют блокчейн для подтверждения точности и достоверности информации.

Конечно, надежность этих систем в конечном итоге зависит от сообщества, которое будет задавать их стандарты. И все же хорошая блокчейн-система сможет выделиться в современной переполненной экосистеме медиа и мотивирует людей создавать и публиковать только такой контент, который отвечает правилам сообщества.

Но это не панацея

Конечно, у блокчейна большой потенциал в обеспечении точности и прозрачности информации. Но сама по себе технология блокчейна — это просто механизм записи. Все зависит от сообществ, которые будут использовать эти платформы. Они должны определить, как контент будет добавляться в реестр и верифицироваться и что будет мотивировать пользователей выстраивать и поддерживать систему. Ведь если пользователи не будут доверять авторам и системе, то ничего не изменится. Никакая технология не сможет полностью устранить глубинные сложности установления доверия или тягу к прибыли и власти, из-за которой и возникает дезинформация.

Кроме того, даже если предположить, что большинство пользователей действуют из лучших побуждений, нельзя рассчитывать, что у них будет время и возможность верифицировать огромное количество контента, которое возникает каждый день. Сколько ссылок на источники из этой статьи вы открыли, а сколько из этих материалов вы прочитали целиком? Конечно, если блокчейн-инструменты будут удобны и просты в использовании, это поможет (представьте, что система оценки статей будут похожа на оценки гигиеничности ресторанов или на отзывы в Yelp), но все равно не стоит ожидать от пользователей слишком многого.

И это лишь один из вопросов, на которые нужно ответить перед тем, как внедрять настоящую систему верификации, основанную на блокчейне. Блокчейны работают слишком медленно, могут хранить лишь ограниченный объем информации и несут множество рисков, связанных с экологией, конфиденциальностью и свободой самовыражения. Поэтому нужно инвестировать не только в технологические решения, но и в дополнительные политические и образовательные программы по борьбе с созданием, распространением и монетизацией дезинформации.

Чтобы победить дезинформацию, нужны не только технологии

Что касается политических мер, то на местном, национальном уровне и на уровне штатов уже возникло несколько важных инициатив. Так, в 2019 году в Палату представителей США был внесен Акт об ответственности за дипфейки, в котором было предложено использовать блокчейн для верификации источников, водяных знаков, определения личности автора контента и другой важной информации. В 2021 году Евросоюз начал рассматривать ряд законов, регулирующих использование искусственного интеллекта бизнесом, а несколько штатов США уже ввели законы об использовании дипфейков — в первую очередь в связи с выборами и дипфейк-порнографией (хотя прецедентов по этим законам пока не было, и их эффективность, таким образом, не доказана). Конечно, политические меры должны находить баланс между регулированием, с одной стороны, и конфиденциальностью и свободой самовыражения — с другой: недавние случаи блокировки интернета и протестов из-за цензуры — лишь очередные примеры того, как авторитарные режимы могут злоупотреблять законами, изначально введенными для борьбы с дезинформацией, и использовать их против оппозиции. С учетом этих рисков, а также огромных темпов технологического развития, политикам стоит регулировать опасное поведение и минимизировать его вред, а не просто вводить общие правила, ограничивающие работу сферы в целом.

В то же время все больше информации распространяется через социальные сети и другие частные источники, а не через государственные каналы, и частные компании все чаще оказываются в роли арбитров и регуляторов информации. Многие крупные социальные сети, например Facebook, TikTok и Twitter, уже внедрили политики и правила относительно искаженных источников. Но они весьма непоследовательно соблюдают другие собственные правила о дезинформации, зачастую ссылаясь на важность свободы слова. В спорах о модерации контента часто говорят лишь об интернет-компаниях и социальных сетях, но дезинформация и дипфейки могут представлять угрозу для любой отрасли, поэтому всем компаниям важно принять меры, чтобы защитить себя, своих покупателей и заинтересованных лиц от цифровой дезинформации.

Чтобы принять политики и внедрить технологии для борьбы с этими новыми угрозами, сначала нужно полностью понять эти угрозы — а эту задачу нельзя перепоручить ИТ-отделу. Власти, корпорации и пользователи на всех уровнях и во всех сферах должны вкладываться в программы медиаграмотности, должны учиться сами и учить других разбираться, как работают технологии цифровых манипуляций и как от них защититься.

***

Очень важно доверять информации, которую мы видим, слышим и читаем, это основа работающей экономики и демократического общества в целом. Простых решений здесь нет, но все же есть несколько приемов, которые помогут лидерам сохранить это доверие.

Во-первых, лидеры должны разобраться в рисках и возможностях, связанных с новыми технологиями, и объяснить это своим командам. Во-вторых, они должны вложиться в технологические решения (и в инструменты на блокчейне, и в более традиционные средства), чтобы смягчить влияние дезинформации и дипфейков, нацеленных на их компанию, бренд или сотрудников. В-третьих, при выборе технологических партнеров и дистрибуторов стоит работать только с организациями, которые проактивно и ответственно подходят к главным вопросам безопасности, конфиденциальности и согласия. Наконец, можно вступить в консорциум или организацию наподобие нашего DeepTrust Alliance, чтобы вместе с другими заинтересованными лицами разрабатывать политические и технологические решения этих проблем.

Блокчейн может сыграть огромную роль в борьбе с дезинформацией, но он не может решить всех проблем. И все же при правильном сочетании образования, политики и технологий современные лидеры смогут построить будущее, которому мы все будем доверять.

Об авторах

Кэтрин Харрисон (Kathryn Harrison) — основатель и CEO фонда DeepTrust Alliance, единственной глобальной некоммерческой сети, разрабатывающей и продвигающей меры по борьбе с вредоносными дипфейками. CEO и основатель цифровой платформы MAGPIE, которая занимается аутентификацией и управлением предметами коллекционирования. Перед тем как основать DeepTrust Alliance, была менеджером по продукту в IBM Blockchain.

Амелия Леопольд (Amelia Leopold) — маркетолог DeepTrust Alliance и MAGPIE.

* деятельность на территории РФ запрещена