IBM и Apple: от соперничества к партнерству за 30 лет? | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

IBM и Apple: от соперничества к партнерству за
30 лет?

Apple+IBM – вполне может оказаться, что 1+1 = 3. Но для этого нужно сделать так, чтобы 1+1 равнялось также и 1. Чтобы брачные обеты были даны всерьез и надолго.

Автор: Бен Гомес-Кассерес

IBM и Apple: от соперничества к партнерству за 30 лет?

читайте также

Три совета, которые помогут сделать яркую презентацию со слайдами

Служебная статья

Чтобы переговоры были успешными, не забудьте пожать друг другу руки

Франческа Джино

Как глобальные потрясения влияют на маркетинг в России

Ольга Павликова

Недавно IBM и Apple объявили о своем союзе. Суть нового альянса IBM-Apple вполне передана первой фразой совместного пресс-релиза: «эксклюзивное партнерство». Звучит трогательно, почти как брачные клятвы. Двое стали единым целым.

Но деловые союзы не слишком похожи на брачные. Примерно десять лет назад верховный судья штата Нью-Джерси Маргарет Макви, разбирая тяжбу между Amazon.com и Toys-R-Us, писала: «В современном мире, где технологии меняются чуть ли не ежедневно, долгосрочные обязательства поддерживать сложно… Эксклюзивное партнерство требует повседневных усилий не только от людей, состоящих в браке, но и от корпораций».

IBM и Apple поддерживать партнерство будет еще сложнее, чем Amazon.com и Toys-R-Us, ведь конкурентное поле, на котором они собираются играть, осложняется множеством перекрестных связей. В особенности много партнеров у ближайшего конкурента этих компаний, который перешел на «открытую» модель: Google продала больше смартфонов на платформе Android, чем Apple – iPhone, потому что Google играет сразу за несколько команд - Samsung, HTC, Motorola.

Следующий ожидаемый акт этой войны – создание открытого, не эксклюзивного альянса в мире Android, чтобы облачные сервисы Google стали доступны всем конкурентам IBM, оставшимся за бортом альянса IBM-Apple, в особенности HP и Oracle. (Но есть проблема – HP и Oracle даже не разговаривают друг с другом, не то что в союзы вступать).

Читайте материал по теме: Формула дружбы

Вспоминается история 1980-х годов, когда Apple со своими микрокомпьютерами цеплялась за эксклюзивную модель, а IPM PC предпочла «открытую». Принцип жесткого контроля подвел Apple, и победил предложенный IBM принцип широкого доступа, хотя наибольший выигрыш в итоге достался не самой IBM, а другим членам экосистемы IBM PC, таким как Intel и Microsoft.

Есть и другая причина беспокоиться за успех нового альянса: эти компании уже пытались заключить союз, но рассорились. Пресс-релиз избегает упоминания давнишней ссоры жениха и невесты, но прошлое нельзя изменить. Пресс-релиз откровенно говорит о вражде между компаниями в 1980-х годах (как нередко бывает, яростное соперничество порождало шедевры, в том числе одну из лучших реклам за всю его историю). Но эта эпоха, как полагают авторы пресс-релиза, миновала бесследно.

А о том, что было чуть позже, в начале 1990-х они умалчивают. Именно тогда сложился альянс AIM, в который помимо Apple и IBM вошла обозначенная буквой «М» Motorola. То было плохое время для всех трех компаний, они проигрывали гонку альянсу Wintel и заключили этот союз с целью создать мощный новый процессор и соответствующее ему программное обеспечение. Motorola и IBM взялись за разработку чипа PowerPC, а Apple и IBM организовали две совместные компании Kaleida иTaligent именно для разработки программного обеспечения. Также IBM должна была продавать оборудование Apple через своих дистрибьюторов.

К концу 1990-х годов все эти инициативы провалились за исключением лишь партнерства IBM-Motorola , при котором все-таки был создан новый чип. Что касается договора IBM-Apple, здесь сперва все затягивалось и откладывалось, потом начались споры по поводу работы над ПО, пересматривался вопрос о предоставлении технологии Apple третьей стороне и так далее. Идея проводить товары Apple через баланс IBM с самого начала казалась нелепой и так и не осуществилась. Решающую роль, вероятно, сыграли достижения конкурента, компании Intel, которая вложилась в исследования и выпускала с каждым годом все более мощные микропроцессоры. Apple недолгое время использовала процессор PowerPC, затем перешла на Intel (а теперь не отказывается и от ARM). Совместные предприятия Apple-IBM и сам альянс, пережив бурное начало, постепенно тихо сошли на нет.

Читайте материал по теме: Три ошибки при установлении деловых контактов

Подобно этому первому браку, новый союз Apple-IBM должен либо сразу же преуспеть, либо он будет постепенно разваливаться. Сэмюэл Джонсон говорил, что второй брак – это «триумф надежды над опытом». Деловые союзы неточно было бы сравнивать с браком, но мы вправе спросить: какие уроки усвоили IBM и Apple в том первом союзе, что внушило им надежду на более удачную попытку? Особенно инвесторам стоило бы сперва выслушать ответ, а потом уж пить шампанское на свадьбе.

Какие уроки им следовало бы усвоить? Вот три контрольных вопроса:

  • В чем конкретно заключается «эксклюзивное партнерство»? Непременное условие для успешного союза – точно разграничить обрасти, в которых партнеры сотрудничают, и те, в которых сохраняется конкуренция. «Прочный забор способствует добрососедству», - писал Роберт Фрост. Это правило тщательно соблюдали в полувековом альянсе Xerox и Fuji Photo Film. Применительно к альянсу IBM-Apple вопрос формулируется так: сможет ли IBM производить и продавать облачные сервисы и мобильное ПО для устройств на базе ОС Android и Microsoft? Если компания, как сулит пресс-релиз, разработает «специфические» приложения для iPad, подготовит ли она такие же работоспособные приложения для других платформ? Какие обязательства берет на себя Apple: если к ней обратится независимый разработчик и предложит суперское приложение для iOS, вправе ли Apple распространять это приложение независимо от IBM? И таких сложных вопросов немало. Будем надеяться, IBM и Apple их предусмотрели и рассмотрели. Но хотелось бы знать, по какой границе они провели забор и как часто его придется чинить (насчет починки забора Роберт Фрост опять-таки предупреждал).
  • «Уникальные облачные сервисы IBM будут оптимизированы под iOS», - гласит роесс-релиз. Мы не можем заглянуть вглубь IBM и оценить, насколько это обещание исполнимо. Однако нужно помнить второе условие успеха: каждый партнер должен выделить достаточно внутренних ресурсов, чтобы выполнить обещанное внешнему партнеру. У IBM имеется немало планов, как было и в эпоху PowerPC. Удастся ли «оптимизировать» ее новые разработки под Apple iOS так, чтобы перебить прочие предложения – от Android, Microsoft и даже от других отделов IBM?
  • И, наконец, смогут ли партнеры поспевать за стремительной динамикой в своей сфере? Мобильники, облака, анализ данных – эти три отрасли меняются до неузнаваемости чуть ли не ежедневно и победит тот, кто обгонит конкурентов. Альянс позволяет объединить ресурсы, и в этом смысле Apple + IBM звучит более чем перспективно. Но такие крупные союзы обычно тормозят принятия значимых решений, если только не создадут эффективную(с надежными людьми) систему управления. Пока что пресс-релизы не сообщают, кто встанет во главе нового партнерства.

Так что да, формула многообещающая. Apple+IBM – вполне может оказаться, что 1+1 = 3. Но для этого нужно сделать так, чтобы 1+1 равнялось также и 1. Чтобы брачные обеты были даны всерьез и надолго.

Читайте по теме: