Как проигрывают по-настоящему сильные лидеры | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как проигрывают по-настоящему
сильные лидеры

Четыре правила успеха для проигравшего

Автор: Тим Леберехт

Как проигрывают по-настоящему сильные лидеры
Фото: Tim Macpherson/ Getty Images

читайте также

Девять признаков того, что вы добьетесь успеха после кризиса

Яков Сергиенко

Чем грозит безудержное новаторство

Роберт Херли

Пять вопросов для новичка

Майкл Уоткинс

Обманутые ожидания

Сандра Сачер,  Шалин Гупта

И в политике, и в бизнесе лидеры стремятся побеждать. И это вполне понятно. Желание быть первым — в природе человека: это значит иметь влияние и получать и финансовое, и психологическое вознаграждение. В бесчисленных книгах по менеджменту нам рассказывают, как завоевать клиентов, собрать победный состав в своей команде и побороть конкурентов. Терять (контроль, статус, влияние, благосостояние, работу или престиж) — это табу.

Тем не менее, как показала последняя президентская избирательная кампания в США, лидерам нужно учиться достойно проигрывать. Упорство заслуживает уважения, но важно знать меру. И в обществе, и в бизнесе нужно не просто уметь смириться с поражением — важно принять его как опыт, который поможет добиться изменений и роста. Потерпеть неудачу не означает прослыть «неудачником» — и важно культивировать эту мысль в рабочей среде.

Лидеры могут своим примером продемонстрировать, как проигрывать с достоинством. Вот четыре возможных пути.

Выберите другое поле битвы. Вспомним пример политика, юриста и активистки Стейси Абрамс. После поражения на выборах губернатора Джорджии в 2018 году она могла бы снова заявить свою кандидатуру в следующей кампании, но вместо этого решила активнее включиться в борьбу за соблюдение порядка регистрации и учета голосов избирателей, чтобы помочь победить другим демократам, в том числе Джо Байдену, Джону Оссоффу и Рафаэлю Уорноку. Это и позволило принципиально изменить баланс сил в американской политике. Абрамс предпочла оставаться верной своей миссии, вместо того чтобы добиваться личного успеха. Она выбрала другую цель и достигла, пожалуй, более значимой победы на этом поле боя.

В бизнесе тоже можно найти отличный пример — мессенджер Slack. Основатель компании Стюарт Баттерфилд и его команда изначально рассчитывали разработать мощную многопользовательскую видеоигру Glitch. Проект не пошел, и тогда они изменили стратегию и решили разрабатывать инструмент внутренних коммуникаций в качестве нового продукта. Так появился Slack, который в прошлом году за $27,7 млрд купила компания Salesforce.

Играйте ради игры. Если вам нравится то, чем вы занимаетесь, и вы стремитесь добиться цели, уже не так важно, кто «победит», а кто «проиграет». Чтобы понять эту мысль, вспомним данное Джеймсом Карсом определение «конечных и бесконечных игр». В конечных играх результатом становится победа одного из игроков, в бесконечных главное — продолжение игры, которая никогда не завершится.

Настоящими вдохновителями становятся лидеры, участвующие в бесконечных играх, в которых главное — понимание своей миссии, уникальная культура и сплоченная команда. Обратимся к примеру Игнасио Галана, CEO испанской электроэнергетической компании Iberdrola, которая одной из первых выбрала стратегию развития возобновляемых источников энергии и призывает к тому же остальных. Разумеется, Галану важно, чтобы его компания росла быстрее, чем конкуренты, но он не против того, чтобы другие последовали стратегии Iberdrola, ведь так будет лучше для общества. В своей статье для HBR он пишет: «Изменения климата приобретают масштабы чрезвычайной ситуации, и нужно, чтобы каждый включился в борьбу».

Будьте готовы проигрывать быстро — или медленно. С развитием культуры стартапов стало принято считать, что ради умения рисковать и предпринимательской идеи полезно «ошибаться быстро» и «впрок», то есть учиться на ошибках. Сейчас даже устраивают публичные мероприятия, на которых участники рассказывают о своих профессиональных неудачах.

Но не стоит забывать, что поражение не всегда бывает быстрым. Это может быть мучительный и долгий путь, со многими огорчениями и издержками упущенных возможностей. Когда это так, важно дать себе, своей команде или организации возможность пережить неизбежное недовольство, уныние и все остальные эмоции. Это поможет создать психологически комфортную обстановку, а значит, и условия для сотрудничества, инноваций, роста продуктивности — и в конечном итоге будущего подъема. Одно из исследований показало, что руководители, которые выражают огорчение, получают более высокие оценки, чем те, кто демонстрирует злость и гнев. Принятие негативных эмоций может быть эффективно и на аттестации; если все в компании отдают себе отчет, что можно не всегда идеально справляться с каждой задачей, разговор о результатах работы получается более продуктивным и приносит больше пользы для дальнейшего личного и профессионального развития сотрудников.

Поймите, когда нужно уступить. Поражение — хороший повод продемонстрировать свою уязвимость и смирение. Историк и автор биографий многих президентов США Дорис Кернс Гудвин считает, что тайной звездой в ночь подведения итогов выборов всегда становится проигравший, достойно признавший свое поражение, пожелавший успеха победителю и нашедший слова, которые будут помнить всегда. Вспомните, например, слово ныне покойного Джона Маккейна в 2008 году.

Руководителям нужно отдавать себе отчет, когда ими движет скорее побуждение взять верх в борьбе, а не искреннее стремление к лучшему. Они должны осознавать, когда их «победа» непрочна, недолговечна или достается слишком высокой ценой. Бессчетные корпоративные скандалы — от Enron до Wells Fargo — показали, как опасно добиваться победы (то есть максимального дохода) любой ценой. Есть и другие примеры — вспомните компанию Dick’s Sporting Goods: ее руководство подсчитало, что решение отказаться от продажи винтовок в магазинах сети будет стоить бизнесу $150 млн потерянной выручки, и все-таки они сделали так, как решили.

Важно еще и понимать, когда происходящее не зависит от вас, от вашей команды или организации. Руководить можно теми процессами, которые вам подконтрольны, а во всем остальном лидер должен уметь понять, когда нужно уступить. Вследствие пандемии COVID-19 многие рестораны и компании в сфере розничной торговли были вынуждены объявить о банкротстве; при этом многие понимали, что тем самым дают возможность выстоять своим сотрудникам, руководителям и даже бренду. После объявления о реструктуризации сети Friendly’s с сохранением всех 130 точек и всех рабочих мест, CEO компании Джордж Мишель заявил: «Мы считаем, что добровольное банкротство и запланированная продажа бизнеса новому владельцу, ресторанному бренду с большим опытом работы на рынке, позволит Friendly’s пережить пандемию и выйти из сложной ситуации более устойчивой и сильной компанией». Все 130 принадлежащих компании точек будут работать, и все рабочие места будут сохранены.

Все это подводит к важному этическому вопросу: а как я хотел бы вести себя на позиции проигравшего?

В ближайшие несколько лет многим в наших организациях придется лишиться некоторых символов статуса, которые когда-то для нас самих служили подтверждением наших побед. Гибридная рабочая среда и уплощенные сетевые организационные структуры ударят и по нашему самолюбию. И последствия будут серьезные: многие рабочие места исчезнут, циклы занятости будут сокращаться. Многие будут очевидно проигрывать в максимальной продуктивности все более и более умным машинам. Это не мои пессимистичные прогнозы, а объективные обстоятельства будущей рабочей среды в условиях изменчивой и неопределенной реальности.

Но если мы переменим свое отношение к победам и поражениям — и будем выбирать себе другое поле боя, включаться в бесконечные игры, давать себе время оправиться после поражения и иногда позволять себе уступить, когда дальнейшая борьба не на пользу общему благу или обстоятельства нам неподвластны, — это поможет работать с большим удовлетворением. И снова идти вперед к новым победам и поражениям.