Перестаньте оправдывать токсичных начальников | Большие Идеи

・ Корпоративный опыт
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перестаньте оправдывать
токсичных начальников

Что поможет добиться вежливого обращения с сотрудниками

Авторы: Шон Макклин , Стивен Кортрайт , Трой Смит , Чунхёк Йим

Перестаньте оправдывать токсичных начальников
Ruth Black/Stocksy

читайте также

Какие навыки работы с данными нужны вашей компании

Крис Литтлвуд

Ожидание боли хуже, чем сама боль

Стори Джайлз

Как помочь выжившим

Найберг Энтони,  Тревор Чарли

Сначала стратегия, потом структура

Аронс Сваан де Марк,  Вид Кейт,  Дриест ден ван Франк

Очень многим доводилось работать с начальником, который позволяет себе нападки на подчиненных и унижает их. Такое поведение принимает разнообразные формы: публичное оскорбление, нарушение личных границ или сплетни за спиной. Подобные токсичные действия ведут не только к неудовлетворенности и стрессу у сотрудников, но и к гораздо более серьезным последствиям, таким как алкоголизм, семейные конфликты и проблемы со здоровьем. Однако начальники, ведущие себя оскорбительно, продолжают сеять хаос и оставлять за собой разрушения. Почему же организации и сотрудники мирятся с токсичным поведением руководителей?

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Personnel Psychology, мы рассмотрели одно из возможных объяснений: после столкновения с токсичным начальником многие люди прислушиваются к «лучшим ангелам нашего естества», как говорил Авраам Линкольн, и прощают некорректность, особенно когда начальник пытается загладить свое неподобающее поведение. Например, бывший президент США Линдон Джонсон был известен своей суровостью к персоналу: он постоянно ругал подчиненных на людях, звонил с просьбами среди ночи и кидался предметами, когда они работали недостаточно быстро. Джордж Риди, много лет прослуживший помощником Джонсона, писал в мемуарах, что его жестокость распространялась «даже на тех, кто сделал для него все возможное». Каждый раз, когда Риди задумывался о том, чтобы уйти, Джонсон вручал ему «щедрый подарок» или делал что-то еще, что заставляло Риди «забыть об обидах» и продолжать работать у Джонсона. Однако за все 15 лет, что они работали вместе, Джонсон не изменил своего поведения по отношению к Риди — и, может быть, даже стал обращаться с ним только хуже.

Возможно, руководители вроде Джонсона в действительности не стараются быть любезными с сотрудниками после оскорбительной тирады, а скорее пытаются изображать любезность, чтобы манипулировать своим социальным имиджем, не меняя поведения. Иначе говоря, некоторые начальники умеют проявить себя с хорошей стороны после неприглядного эпизода, что заставляет сотрудников и высшее руководство все им прощать и забывать — пока они не выдадут следующую тираду. И цикл повторяется. В таком случае сотрудники и организации могут невольно поощрять токсичное поведение начальника, будучи слишком снисходительным к нему.

Как ведут себя начальники, оскорбив подчиненных

Мы изучили в своем исследовании эту возможную трактовку с помощью метода ежедневных опросов; это позволило нам узнать о мотивах и поведении оскорбительно ведущих себя руководителей «в режиме реального времени» у выборки тех, кто, согласно недавним исследованиям, лучше всего представляет себе эти мотивы и действия, — у самих руководителей. В частности, мы опросили 79 руководителей, которые вызвались участвовать в нашем исследовании через онлайн-платформу. Их ответы были анонимными, чтобы они могли быть более откровенны, говоря об оскорбительном поведении и чувствах на работе. Дважды в день на протяжении 15 рабочих дней подряд (в течение трех недель) мы опрашивали руководителей из разных организаций в сфере консалтинга, образования, здравоохранения, розничной торговли и в других отраслях и предлагали им описать свои эмоции и дальнейшее поведение после эпизодов, когда они оскорбляли подчиненных. Например, каждое утро мы спрашивали руководителей об их неподобающем поведении в предыдущий день: называли ли они своих подчиненных некомпетентными, нарушали ли их частную жизнь, отзывались ли о них плохо в разговоре с другими людьми. В то же время мы спрашивали руководителей, как их поведение накануне влияло на их текущее моральное состояние и положение в коллективе. И, наконец, позже в тот же день мы спрашивали их, как они вели себя по отношению к сотрудникам в течение дня.

Выяснилось, что после нападок на подчиненных руководители считали, что их социальный имидж пострадал. Особенно выраженным этот эффект был среди тех, кто в начале исследования отмечал, что для них важно быть в глазах сотрудников человеком, который поступает правильно. Иначе говоря, те, кто уделял особое внимание имиджу человека, придерживающегося строгого морального кодекса, в результате оскорбительного поведения, например высмеивания сотрудников, испытывали больше обеспокоенности по поводу своего облика в глазах окружающих.

В результате руководители, оскорбившие подчиненных, сообщали, что предпринимали множество шагов для восстановления своего статуса в коллективе. В частности, они пытались произвести благоприятное впечатление — например, делали небольшие одолжения сотрудникам с четкой целью заставить их относиться к себе более благосклонно, занимались саморекламой, подчеркивая, как много они работают, демонстрируя прошлые достижения. Однако эти руководители не признавались, что предприняли какие-то действия, чтобы компенсировать нанесенный накануне ущерб или, например, принести искренние извинения.

Следовательно, даже если после нападок начальник старался проявлять внимательное отношение к тому, кого незадолго до этого оскорбил, ответы опрошенных нами руководителей свидетельствовали скорее о каких-то действиях, выражающих лишь поверхностную попытку сгладить впечатление. Маловероятно, что токсичный начальник изменит свое поведение, главным образом потому, что ему важно в первую очередь совсем не это, ему важнее прикрыть свои поступки с помощью манипуляций и саморекламы.

Как остановить цикл токсичного поведения руководства

Наше исследование содержит предостережение: делая поблажку начальникам, которые оскорбляют подчиненных, а затем пытаются загладить вину, руководители организаций и сотрудники подкрепляют плохое обращение, распространенное во многих компаниях. К сожалению, из нашего и других исследований можно сделать вывод, что токсичные руководители не меняются, как нам того хотелось бы, — они продолжают вести себя с подчиненными так же или часто еще хуже . Даже когда начальник, оскорбивший подчиненного, кажется искренне раскаивающимся, обычно он руководствуется завуалированными эгоистичными мотивами. Наше исследование показывает, что руководители мало что могут сделать, чтобы прервать цикл эгоцентричного, манипулирующего и нецивилизованного поведения, — разве что проводить в компании последовательную политику нулевой терпимости к токсичному поведению со стороны начальства, даже когда начальство пытается компенсировать свое поведение. Важны санкции, а не прощение (особенно если учесть выводы прошлого исследования, что санкции ограничивают оскорбительное поведение).

При этом поведение начальника невозможно полностью регулировать с помощью организационной политики. В конце концов, если он не соблюдает элементарных приличий и не ведет себя цивилизованно по отношению к подчиненным — это его дело. Искренние извинения и шаги к примирению со стороны начальника — единственный приемлемый способ восстановления доверия и движения вперед на пути к цивилизованному поведению. Кроме того, поверхностные усилия по манипулированию восприятием сотрудников могут изматывать руководителей, то есть необходимо действовать искренне. Лучший курс действий для начальников, оскорбляющих подчиненных, — это осознавать собственные мотивы и поведение после нанесения оскорблений.

Некоторые специалисты рекомендуют руководителям ежедневно выделять время на размышления о своих стимулах, чтобы не терять мотивацию. В том, что касается недостатков поведения, мы даем такой же совет. Если руководители будут ежедневно честно оценивать собственное поведение и мотивы и тщательно обдумывать, как их поведение влияет на подчиненных, возможно, они смогут действительно быть любезными, а не изображать любезность, когда они провинились.

Об авторах

Шон Макклин (Shawn McClean) — доцент, преподаватель менеджмента Колледжа бизнеса Университета Вайоминга. Его исследовательские интересы связаны, в первую очередь, с лидерством, неэтичным поведением и поиском баланса между работой и личной жизнью.

Стивен Кортрайт (Stephen H. Courtright) — профессор менеджмента Колледжа бизнеса Типпи Университета Айовы. Его исследования посвящены организационному лидерству, эффективности команд и управлению кадрами.

Трой Смит (Troy A. Smith) — доцент, преподаватель менеджмента Колледжа бизнеса Университета Небраски в Линкольне. Занимается исследованиями организационного лидерства, проактивного поведения, мотивации и баланса между работой и личной жизнью.

Чунхёк Йим (Junhyok Yim) — студент Школы бизнеса Мейса Техасского университета A&M. Его исследования посвящены лидерству, вовлеченности и управлению производительностью.