Появился спрос на хороших парней | Большие Идеи

・ Операционное управление

Появился спрос на
хороших парней

Обсуждаем тенденции найма руководителей крупных компаний. <br> Участники: Артем Авдеев, Сергей Воробьев, Екатерина Кашубская-Кимпеляйнен, Мария Стежинская, Жанна Терентьева, Андрей Чепурнов.

Автор: Ракшенко Лилия

Появился спрос на хороших парней

читайте также

«Если TikTok угроза, то все вокруг тоже угроза»

Кеман Хуанг,  Стюарт Мэдник

Пять запретных слов

Дениз Ли Йон

Не убивают ли вас перегрузки?

Джанпьеро Петрильери

Вечная молодость

Ицхак Адизес

ЧЕГО ЖДУТ ОТ СОВРЕМЕННОГО ТОП-МЕНЕДЖЕРА КРУПНОЙ КОМПАНИИ?

С этим вопросом мы обратились к известным хедхантерам и HR-директорам. Оказалось: чтобы удержаться на плаву, сегодня уже недостаточно иметь большие амбиции, степень MBA и опыт работы в иностранной корпорации. Топ-менеджер нового поколения должен обладать другими навыками и, главное, — другим типом мышления. Описывая это мышление, участники нашей дискуссии говорят об эмпатии вместо авторитарности, о личностной зрелости вместо амбициозности, а также об умении видеть картину в целом, а не только разбираться в своей отрасли. Эпоха жестких авторитарных руководителей, похоже, закончилась. Теперь во главе корпораций хотят видеть человека, способного находить общий язык с людьми, — вне зависимости от их статуса, возраста, национальности и убеждений. Для хедхантеров и владельцев компаний харизматичный лидер стал более желанным кандидатом, чем высококлассный профессионал, досконально знающий отрасль, в которой работает компания.

Комментарии экспертов

Жанна Терентьева

директор по персоналу «Ферреро Россия и страны СНГ»

ЖАННА ТЕРЕНТЬЕВА: От лидера теперь ожидают не только умения стратегически мыслить и руководить людьми и процессами. Он должен еще и вдохновлять сотрудников, вовлекать их, предоставлять возможности для проявления талантов всем членам команды. Несколько лет назад, когда о ­человеке говорили: «у него такой стиль общения, что сразу видно: он — большой начальник», — имелся в виду авторитарный стиль. Теперь руководители все чаще пользуются целым спектром разных стилей, в зависимости от ситуации и людей, с которыми они работают. От лидера ждут умения создавать прочные, доверительные отношения с коллегами. Все чаще, формулируя требования к руководителю, говорят об эмоциональным интеллекте, подразумевая, прежде всего, понимание самого себя. Чем больше человек знает себя, тем лучше он будет понимать других людей, чтобы выстраивать с ними конструктивный диалог. И тогда, в такой атмосфере он как управленец сможет сосредоточиться на своих стратегических целях и задачах и не будет ежедневно доказывать свой авторитет. Для подчиненных также важно, чтобы руководитель умел стратегически мыслить. Профессиональный уровень подчиненных тоже значительно вырос — и им важно понимать, каковы перспективы компании, и представлять себе собственное будущее.

HBR: Как изменились требования к профессиональным навыкам?

Нужно знать индустрию, в которой ты работаешь, тенденции рынка, риски и новые возможности. Приветствуется опыт работы в нескольких индустриях, в разных сферах. А еще — умение руководить проектами и процессами. Из-за этого в последние годы стало сложнее находить кандидатов на руководящие ­должности. Сейчас на некоторые позиции мы отсматриваем до 50 претендентов! Конечно, сильные специалисты на рынке по-прежнему есть, но на них появился очень большой спрос.

Меняются ли пожелания к образу мышления руководителей?

По опыту предыдущей работы, в том числе в  «Ферреро», могу сказать, что теперь в списке требований указывается умение мыслить на перспективу, а также гибкость мышления кандидата. Современне руководители должны культивировать в себе это качество.

Что вы вкладываете в понятие «гибкость»?

Умение действовать не только в своей узкой сфере, будь то логистика или финансы, но в других сферах бизнеса. Надо уметь управлять изменениями, а также иметь навыки коммуникации и внутри, и за пределами своей организации. Становится необходимым умение работать с разными культурами, что требует нестандарт­ного мышления. Скажем, сегодня вы работаете в СНГ, но если ваша компания выйдет на рынок Индии, то вы должны понимать, как действовать на этом рынке, специфика которого сильно отличается от европейской или американской. Да и поведение сотрудников в других странах может быть совершенно иным. В такой ситуации не обойтись без широкого кругозора, который и обеспечивает ту самую гибкость мышления.

Во многих областях сейчас требуется глубокое знание механизмов работы социальных сетей и интернета в целом. Будет ли, на ваш взгляд, это требование распространяться и на топ-­менеджеров?

Такие словосочетания, как электронная коммерция, интернет-шоппинг, employer brending в сети и так далее, постоянно звучат во время разговоров в нашей компании. Так что можно сказать, что сетевое мышление уже стало неотъемлемой частью наших требований. Средний возраст сотрудников «Ферреро» — до 30 лет, и новые люди уже приходят с этими знаниями. МАРИЯ СТЕЖИНСКАЯ: Сейчас в цене люди, умеющие управлять изменениями и обладающие ярко выраженными лидерскими качествами; люди, способные не только довести до сведения подчиненных какие-либо изменения и разъяснить их необходимость, но и мотивировать на внедрение этих изменений — и словом, и личным примером.

Что касается фармацевтической отрасли, здесь, безусловно, требуется не только более высокий уровень квалификации кандидатов, чем пять лет назад, — но и успешный практический опыт. Хотя мы по-прежнему приветствуем опыт работы на фармацевтическом рынке, мы стали менее консервативными и рассматриваем в качестве кандидатов и менеджеров из FMCG, чего несколько лет назад практически не было.

АНДРЕЙ ЧЕПУРНОВ: На требования к руководителям повлияли две черты современного мира: глобализация и информационная прозрачность.

Во-первых, это означает, что повысились требования к этичному ведению бизнеса. Руководители не должны делать ничего такого, что могло бы негативно сказаться на репутации компании, собственной репутации, а также на репутации окружающей среды или того общества, в котором они живут.

Во-вторых, в своих действиях руководители должны придерживаться так называемого «справедливого процесса». Этот термин означает, что в принятие решений должны быть вовлечены заинтересованные стороны, что руководители должны принимать во внимание не только экономические, но также и социальные, человеческие, юридические и экологические последствия своих решений. И, соответственно, решения должны доноситься до людей таким образом, чтобы все заинтересованные стороны понимали их и выполняли осознанно.

Востребовано более открытое и активное взаимодействие со стейкхолдерами.

HBR: Какие компетенции, на Ваш взгляд, стоит приобретать руководителям?

Во-первых, открытость к знаниям. В узком смысле это означает понимание развития технологий: как IT-технологий, так и других. Уже сегодня руководители должны понимать, что будет определять поведение потребителей в недалеком будущем.

Во-вторых, понимание механизмов человеческого взаимодействия, мы называем это лидерством.

В-третьих, понимание молодого поколения. Сейчас на работу выйдут молодые люди, которые родились уже в цифровую эпоху. Их образ мыслей, потребности, способы действий совершенно другие, чем у нас. И этих людей надо будет как-то встраивать в рабочий процесс.

Артем Авдеев

управляющий партнер ­московского офиса Egon Zehnder International

АРТЕМ АВДЕЕВ: Навыки, необходимые сегодня генеральным директорам, в большей степени связаны с личностной зрелостью, чем с агрессивностью или только ориентированностью на результат, которые всегда были сильными сторонами любого российского менеджера. В больших компаниях с десятками тысяч сотрудников важно, чтобы генеральный директор создавал команду и умело направлял ее. Это значит, что он должен понимать людей, уметь их оценивать и общаться не только с подчиненными, но и с подчиненными своих подчиненных, чтобы четко понимать, что происходит в компании на всех уровнях.

HBR: Есть ли формализованные ­критерии, по которым можно ­оценивать опыт управления людьми?

Теме лидерства посвящено много книг, и об этом можно сказать много наукообразных слов, которые на самом деле часто мало что значат. Если говорить простыми словами, то лидер — это тот, кто может без рычага дисциплинарных санкций управлять людьми и вести их за собой. Именно этим лидер отличается от менеджера.

Гендиректор — это, как правило, человек, который в свой жизни уже немало поработал. Так что можно понять, чем он занимался раньше, и определить, насколько уверенно он владеет навыками управления.

Нужно посмотреть, как он решал те или иные задачи на прежних местах работы и как он может применить свой прежний профессиональный опыт в новой ситуации.

Если человек умеет учиться, одинаково хорошо видит стратегическую и операционную «картину», если он нацелен на результат, у  него все должно быть неплохо с лидерскими качествами.

Каков тип мышления современного ­руководителя?

Если человек не умеет слушать окружающих, у него вряд ли что-нибудь получится в бизнесе, особенно если это бизнес большой и сложный. Руководитель должен обладать стратегическим мышлением, но, если он не слышит других, успешным стратегом он быть не может.

Изменились ли требования к возрасту топ-менеджеров?

Посмотрите на правление любой компании десятилетней давности: люди были на десять лет моложе. Экономика взрослеет, и средний возраст менеджеров тоже увеличивается.

Каких топ-менеджеров хотят видеть у себя иностранные компании?

Когда мы помогаем иностранным компаниям нанимать менеджеров в России, то видим, что сейчас все чаще на такие позиции берут россиян, а не экспатов. Если назначают гендиректора-россиянина — это должен быть человек, имеющий собст­венное суждение о состоянии рынка, о том, что здесь можно делать, чего нельзя, как и с кем работать. От россиянина, стоящего у руля иност­ранной компании, ожидают большего, чем от иностранца, вклада в развитие бизнеса, в том числе во взаимодействие с государством и основными партнерами. Мы давно не делим кандидатов по граждан­ству, считая, что иностранец, проработавший лет десять-пятнадцать в России, знает рынок так же глубоко, как и россиянин. Тем не менее в ряде проектов российское гражданство — существенный плюс. Например, когда компании важно, чтобы топ-менеджер был нацелен на многолетнюю работу в этой корпорации и в этой стране. При найме россиян на руководящие посты возникают сложности, связанные с тем, что в мультинациональных компаниях часто существуют сложные внутренние порядки и процедуры. И россиянин — генеральный директор иностранной компании должен быстро стать своим в новой для себя организационной культуре.

Сергей Воробьев

председатель совета директоров Ward Howell

СЕРГЕЙ ВОРОБЬЕВ: Я думаю, что за последние лет пять требования к топ-менеджерам изменились. В 2006 году, в докризисное время, когда многим казалось: рынок таков, что «палку ткни — будет расти», — акцент делался на функционально-специальные знания руководителей. Нельзя сказать, что лидерские качества не были востребованы. Просто на них не обращали такого внимания, как сейчас: никто их не проверял и не «настраивал». Грубо говоря, при найме в конце собеседования вас спрашивали: «Скажите, вы же безусловно командный игрок со стратегическим мышлением, который любит изменения (или стабильность), работу в большой (или маленькой) компании, умеет вести за собой людей и воспитывать преемников?» Вы кивали головой — и на этом все успокаивались. Сегодня это не работает, потому что в эпоху перемен нужны настоящие лидеры, способные внушать уверенность. Лидер­ские качества стали необходимы руководителям.

HBR: Как же сейчас происходит наем топ-менеджеров?

Когда мы пытались заказчикам и самим себе объяснить, как отбирать кандидатов, то сформулировали такое правило: «Сначала выбираем красивых, а потом из них — домохозяек, а не наоборот». Это значит, что в первую очередь нужно рассматривать руководителей, которые подходят вам по soft skills — поведенческим и личностным характеристикам, и только потом — по hard skills — функциональному и индустриальному опыту, масштабу и так далее. Но так выбирать сложнее, потому что все базы данных организованы наоборот: вы можете найти там тех финансовых директоров, которые проводили IPO телекоммуникационных компаний, но не тех, которые преодолевали бардак, выходили из черной зоны в белую, при этом увольняли людей или, наоборот, перевоспитывали их. Нет баз данных ­управленцев, которые умеют держать удар, находясь в непо­средственной близости к собственнику или далеко от него, демонстрируя готовность трудиться круглосуточно или, напротив, укладываться в восьмичасовой рабочий день... А именно это сейчас важно: культура и поведение в эпоху неопределености.

Какие качества сегодня стоит ­приобретать управленцам?

Сейчас появился спрос на хороших парней. Поставьте себя на место работника: какой руководитель вам нужен? Думаю, который «снимает» неопределеность и разрабатывает стратегию развития в быстро меняющейся обстановке. Должна быть содержательная причина, по которой вы хотите руководить тем или иным бизнесом. И этой причиной не могут быть только деньги! Нужны хорошие парни — гадов не спрашивают. И еще хотелось бы работать с теми, у кого впереди больше, чем позади. На рынке довольно много «ветеранов движения» с былыми заслугами и усталостью во взгляде, на которых давит их собственный опыт.

Какие топ-менеджеры нужны сейчас иностранным компаниям?

Мы не очень довольны состоянием иностранных компаний в России: они выращивают значительно меньше топ-менеджеров, чем раньше, из-за того что им трудно работать при таком «оригинальном» отношении государства к бизнесу. Западные компании, которые хотят побеждать в России, должны брать проверенных нашим рынком лидеров. Особенно это касается тех индустрий, где нужно тесно взаимодействовать с государством, — а таких большинство. Всегда были и будут исключения: например, иностранного топ-менеджера без «нашего» или очень похожего опыта берут, если это уникальный технический специалист, который делает то, что наш рынок еще не освоил (скажем, в автопроме или в сфере финансовых услуг). Но надежнее сначала дать иностранному руководителю локальный участок работы, не выставляя его на первую позицию, то есть ограждая от взаимодействия с нашей кислотной средой. И только после успешной адаптации предлагать первые роли.

ЕКАТЕРИНА КАШУБСКАЯ-КИМПЕЛЯЙНЕН: При поиске топ-менеджеров для крупных российских компаний мы почти всегда сталкиваемся с двумя требованиями, о которых редко кто упоминал еще несколько лет назад. Во-первых, работодатели считают, что даже функциональному руководителю, например коммерческому директору, уже недостаточно обладать знаниями только в своей сфере. Теперь необходимо понимать бизнес в целом — видеть, что называется, «большую картинку» (мы называем это helicopter view). Об этом требовании хедхантерам не всегда сразу говорят, но при просмотре кандидатов мы замечаем, что клиенты на это обращают внимание. Во-вторых, кандидат теперь должен уметь проводить изменения. Несколько лет назад это качество упоминалось на собеседованиях только вскользь, а сейчас оно перешло в разряд обязательных. Кроме того, желательно также уметь «работать с эффективностью», то есть бороться за себестоимость и уменьшать затраты в организации, работая с численностью персонала или изменяя бизнес-процессы.

HBR: В какую сторону сдвинулись ­требования к топ-менеджерам ­иностранных компаний, работающих в  России?

Сейчас мы чаще сталкиваемся с тем, что бизнесу нужны инициативные люди. Раньше на первом месте в списке требований стояла исполнительность. Вдобавок если мы ищем топ-менеджеров для иностранных компаний, то нам нужны руководители, которые имеют опыт и понимание важности межфункциональной работы.

Это значит, что выходцы из небольших компаний имеют преимущества? Ведь там, как правило, людей ­наделяют более широкими ­полномочиями, чем в крупных корпорациях.

Нет, к сожалению, у них не больше шансов. В небольшом бизнесе человек действительно приобретает более широкий кругозор, но маленького масштаба. А нам важен разнообразный опыт работы в средней или крупной корпорации. Это означает, что мы теперь не можем просто взять человека из западной ­компании — ­выученного, сильного профессионала в своей области, — как мы это делали пять лет назад. Сейчас, если кандидат работал только в западных компаниях, нам этого уже мало: надо, чтобы он потрудился еще несколько лет где-нибудь за границей, чтобы переходил из одной области деятельности в другую… Либо мы ищем человека с опытом работы еще и в российской компании. То есть теперь обязательно нужно, чтобы у кандидата был широкий ­бизнес-кругозор.

Почему, на ваш взгляд, появилось ­такое требование?

Бизнес становится более зрелым, процессы усложняются, в результате кризиса усложнился и российский рынок. Несколько лет назад на нем было гораздо проще работать, так как в тех условиях достигать успеха могли и не очень профессиональные менеджеры.

А как в целом меняются отношения «корпорация — сотрудник»?

И для российского, и для иностранного бизнеса важно, чтобы компании были достаточно прогрессивными. Руководители стали понимать, как важно грамотно управлять сотрудниками. Поэтому такие навыки, как мотивирование или делегирование, стали теперь куда более востребованными. И еще в последние годы корпорации начали оценивать свою работу по такому показателю, как степень вовлеченности коллектива в общее дело (раньше прогрессивные компании оценивали только степень удовлетворенности людей). Это более сложный инструмент, применение которого свидетельствует о фили­гранной работе с персоналом. Прогрессивные российские компании уже вполне хорошо научились пользоваться им, хотя пока еще это нельзя назвать мейнстримом. НАТАЛЬЯ АЛЬБРЕХТ: Формулируя требования к топ-менеджерам в области медиа, обычно говорят, что нужны люди «нового формата», — и в это словосочетание вкладывают целый спектр требований. Во-первых, подразумевается, что человек должен предъявлять высокие требования к себе, во-вторых, нестандартно мыслить, в-третьих, ориентироваться в трендах, а еще лучше — задавать тренды в профессии. Также руководитель «нового формата» не только умеет внедрять западные практики работы, но и привносит в них нечто новое.

И, конечно, медиа-менеджер должен быть увлечен своим делом, он должен чувствовать его и «болеть им», без этого никуда.