Операционная деятельность компаний: история и будущее | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Операционная деятельность компаний: история
и будущее

С самых первых своих дней цифровые технологии стояли на службе у операционной деятельности.

Автор: Марко Иансити

Операционная деятельность компаний: история и будущее

читайте также

В режиме нестрогой изоляции

Андрей Мовчан

Почему четырехдневная рабочая неделя может быть выгодной бизнесу

Бен Лейкер,  Томас Руле

Отдать бесплатно — и получить выгоду

Брайс Дэвид,  Джеффри Дайер,  Хэтч Найл

Три бесценных правила принятия решений

Питер Брегман

Пришло время заново определить, что мы понимаем под операциями. Сегодня операционная деятельность — это не только производство. Как в настоящий момент, так и в прошлом именно она наделяла организацию способностью действовать: создавать полезность для клиентов, доход для акционеров, а также делиться полезностью со всей экосистемой. В эпоху вездесущих цифровых технологий операции дают возможность действовать самым разнообразным организациям, становясь все более модульными, взаимосвязанными, обширными и сосредоточенными вокруг ПО и использования данных.

За свою историю операционная сфера прошла несколько важных шагов. Она выросла из индустриальной революции конца XIX века и начала развиваться с появлением современной экономики благодаря появлению массового производства. Популяризаторами производственных систем, которые преобразовали преимущественно кустарную экономику (где каждая деталь изготавливалась вручную в небольших цехах и мастерских, которые были долгое время прикреплены к профессиональным гильдиям и корпорациям), стали новаторы вроде Эли Уитни (изобретателя хлопкоочистительной машины).

Новая концепция «универсальных деталей» была впервые применена при изготовлении мушкетов. Она позволила новым промышленникам изобрести и отрегулировать модульную систему производства, в которой индивидуальные компоненты могли изготавливаться независимо друг от друга и в массовом количестве. Постепенно это привело к возникновению понятий логистики, цепочки поставок и сборочных линий, что стало основой американской системы производства, бурно развивавшейся в первой половине XX века и достигшей своего расцвета в 50-х и 60-х. В первой половине прошлого века операции касались исключительно производства. (Удивительно, что было время, когда в Гарвардской школе бизнеса показывали токарные и фрезерные станки и рассказывали, как их применять).

В 60-е годы произошел прорыв в исследованиях текущих операций, породивший огромное разнообразие аналитических методов. Они позволяли изучить и оптимизировать поток продукции и информации в производственных системах. Применение этих инструментов вышло за рамки производства в область услуг, от банков до поставок электричества. Это сделало управление услугами и операции в сфере услуг полноправными научными дисциплинами. Данная эволюция продолжилась в 80-е и 90-е годы — по мере того, как новое поколение цифровых технологий потрясало основы операционной дисциплины, а также расширяло поле деятельности управленцев в сторону продуктов и услуг, полностью зависящих от программного обеспечения. Ведь Microsoft и Yahoo! тоже не могли обходиться без операций!

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

С самых первых своих дней цифровые технологии стояли на службе у операционной деятельности. В конце концов, во главе угла безупречной повседневной работы всегда стояло управление информацией! Будь то оптимизация прогнозов через изучение операций в компании Nike или учет заказов через систему Kanban в Toyota, операционные возможности зависят от управления и оптимизации информации в цифровой форме. И со времен первых бизнес-мейнфреймов IBM (конец 50-х) компьютеры постоянно способствовали повышению эффективности как на производстве, так и в сфере услуг.

Итак, что же изменилось с тех пор? Благодаря повсеместному распространению цифровых технологий и использованию их в интернет-услугах, мобильной связи, а теперь еще и в интернете вещей, разработка и оказание услуг по разработке ПО начинает трансформировать саму ткань бизнес-среды и операций. Если в самой сердцевине операций лежит предоставление экономическому агенту способности действовать, цифровые технологии преобразовывают саму природу этой способности (ее возникновения и предоставления). Все больше сама разработка и применение ПО становятся всей полнотой операционного окружения компании. О каком бы продукте ни шла речь — о разработке нового Ford Mustang, обновленной схеме финансовых инвестиций или свежей версии Snapchat, большинство операционных возможностей организаций имеют в своей основе ПО. Разработка, управление и применение ПО стали центром операционной модели многих компаний.

Читайте материал по теме: Как талант стал двигателем экономического роста

Также цифровые технологии позволяют создавать совершенно новые рабочие модели, которые отличаются все большей открытостью, «распределенностью» и делят работу между тысячами разных организаций и людей. Эти новые модели позволяют поставлять приложения для платформ iOS и Android около 9 млн независимых разработчиков. Они помогают двум тысячам сотрудников Uber управлять сложнейшей логистикой из 200 тысяч водителей. Благодаря им WhatsApp выросла до 450 тысяч пользователей со штатом всего в тридцать человек. По сути, разработка инструментов программирования, операционных программных интерфейсов и вводных страниц к мобильным приложениям становится настолько же важной для безупречных операций, как планирование производства или инвентаризационная теория.

И все же, несмотря на полную зависимость людей и организаций от цифровых сетей, дающих нам «способность действовать», традиционное понимание операционной стратегии и управления цепочками поставок приобретает еще большую актуальность. Например, в огромной экосистеме организаций управление цепочкой поставок становится особенно важным в связи с наращиванием инфраструктуры обработки данных. Более того, цифровые технологии все больше проникают и в традиционную аналоговую сферу — по мере ее слияния с миром цифры. Можно смело сказать, что не только старым фирмам требуется понимание относительно новых цифровых технологий, но и наоборот, сравнительно новые компании (Microsoft, Google и Amazon) должны понимать и осваивать традиционные концепции операций.

Итак, не будем ставить знак равенства между сферой операций и американской системой производства. Силиконовая долина тоже нуждается в действующей силе.

Читайте по теме: