Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Похвала мудрости: 9 шагов в
условиях кризиса

Стратегия подавляет, а мудрость пробуждает.

Автор: Умар Хак

Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

читайте также

Аутентичность может быть лишь еще одним способом подражания

Эрминия Ибарра

Как концентрироваться в стрессовой ситуации

Дэниел Гоулман

Как понять, чего вы хотите от своей карьеры

Энн Хайатт

«За нами следят»: что знают о пользователях интернет-компании и сколько стоит такое знание

Натали Нахай,  Томас Чаморро-Премузик

Современная зомбикономика не вчера родилась. Если вы следили за нашими тут разговорами, то предвестия ее почувствовали еще десять лет назад. Корни нынешней рецессии именно в том, чего недостает зомби — нет у них совести, разума и прежде всего мудрости.

Когда-то та же Америка считалась самой богатой в мире страной. Мы бедны в том единственном смысле, который наиболее важен: мы — институциональные банкроты. Институты создают и распределяют финансовый капитал, и если у нас не будет лучших институтов, процветание наше лопнет.

Есть простой способ измерить институциональный капитал. Это задать вопрос: есть мудрость или нет мудрости. Мы бедны мудростью, а потому лишаемся денег, работы и смысла.

Самый редкий, самый ценный, самый лучший ресурс современного мира — это мудрость. Страны, компании, люди, обладающие ею, процветают. Во многих отношениях мудрость противоположна стратегии, а ныне легионы хлопающих друг друга по спине экспертов покупают и продают стратегию упаковками по дюжине — дешево, доступно, бесполезно.

Насколько велик в экономике разрыв между мудростью и стратегией? Считайте на миллиарды. JPMorgan не проявила мудрости во время Великой рецессии, и теперь ей пришлось отложить 3 миллиарда долларов в резерв, чтобы компенсировать «ненадежность бизнес-модели». Toyota также в свое время не проявила мудрости, и это обошлось ей в 10 миллиардов долларов — и счет продолжает расти. Мудрость для вас что-то теплое и пушистое? Зря так думаете. Она крепче стали и остра как бритва.

Читайте материал по теме: Как талант победил капитал

Вот план из девяти шагов, которые помогут вам выйти за пределы стратегии и добыть для своей компании капельку мудрости.

Выразите намерения. У большинства компаний имеется «система ценностей» — вялая, скучная, бессодержательная декларация о том, что важно… им самим. А ведь ценности — основа стратегии, и для XX века подобная расстановка акцентов достойна разве что эгоцентрика с манией величия. Мудрость — не то, что вы цените, а то, за что все ценят вас. Чтобы стать мудрым, сформулируйте миссию вашей компании — что вы несете миру. То есть буквально выразите свои намерения по отношению к нему, как это сделала Google, заявив, что хочет «структурировать всю информацию и сделать ее общедоступной».

Вдохните энергию. Мудрость не осенит вас благодаря пребыванию в ВИП-залах с бокалом Grey Goose в руке — хотя для стратегии это самое оно. Мудрость — это понимание, кто страдает, как, почему и из-за чего. Вы, ваша организация хоть сколько-нибудь времени уделяют несчастным людям? Почти никто этого не делает, хотя страдание — единственный источник великой энергии, не только физической и интеллектуальной, но эмоциональной, этической.

Направляйте энергию. Обретя энергию, нужно еще и продуктивно ее использовать. Насколько велик разрыв между нужными вам переменами и теми, что происходят на самом деле? Большинство людей, а тем более большинство компаний стараются жить по «наилучшему стандарту», в соответствии с требованиями счетоводов и финансовых аналитиков. Ой, да бросьте. Мудрость — не стратегия, это высшая норма, которая ориентируется на потребности людей, общества и страны, на то, чего им недостает. Если у вас пока нет такого стандарта, начните его выстраивать.

Читайте материал по теме: Обновление бизнес-модели

Ищите идеи. Стратегия осуществляется на военный лад: раздать всем задания — и вперед, выполнять! Мудрость предоставляет людям досуг для эксперимента и игры, для поиска новых способов менять мир. Увы, затея Google выделять сотрудникам 20% свободного времени на собственные проекты чахнет, а вместе с ней зачахнет и мудрость. Если у вас нет на работе времени искать мудрые идеи, просите их вам подсказать, а еще лучше — берите, хватайте и вперед — внедрять.

Пробуждайте(сь). Стратегия — это применение силы. Мудрость — применение любви. Стратегия подавляет, а мудрость пробуждает. Проявление и доказательство мудрости — рождение новых идей, понятий, решений. Вот что ценят люди, общество страна, вот чем учится Starbucks с программой mystarbucksidea. Вывод? Хватит вкалывать, пробуждаемся.

Проверяйте себя. Apple не потерпит поражения в тот день, когда Microsoft сделает лучший, чем у нее, гаджет. Эта компания проиграет лишь тогда, когда сама попытается работать «по-майкрософтски». Иными словами, стратегия сражается за то, чтобы побить соперника. Дело это, конечно, важное. Но мудрость бьется за истинную цель: никогда не предавать свою сущность, тот план, который вы придумали для изменения мира. Мудрые организации, как и мудрые люди, каждый день проверяют, не проникла ли в них гниль компромисса, не наносят ли они сами себе поражение.

Читайте материал по теме: Закон сохранения привлекательной прибыльности

Поднимайте планку. Стратегия занята низменным: ее волнуют доходы, здесь и сейчас, по правилам игры — опять-таки необходимое и не более того. Но мудрость метит выше. Можете ли вы рвануть к вершинам, о которых помышляют лишь единицы из тех, кто устанавливает правила — рвануть и создать новые ценности? Вот в чем разница между «регулированием» Уолл-стрит и зарождающейся революцией микрофинансирования (вспомним тот же краудфандинг). Мудрость призывает нас ежедневно вглядываться в реальный мир, задаваться вопросами и поднимать, поднимать планку.

Будьте собой. Стратегия нацелена делать, но мудрость стремится быть. Стратегия предлагает нам в пример людей и компании, которые «все делают правильно», и велит делать то же самое. Итог? В лучшем случае ничего не наладим, в худшем — уйдем в штопор, теряя стандарты, качество и способность творить ценности. Хватит искать пример. Сами будьте примером.

Обновляйте(сь). Стратегии одноразовы, как дешевые пластиковые бритвы, а мудрость вечна. Это значит, что путь обучения никогда не будет пройден до конца. Вот вам признак проведенного с умом дня: день, за который вы узнали пять новых вещей. Сумеете ли назвать их к вечеру? Если нет, скорее всего, вы жили не мудро. Мудрые компании интегрируют эти ежедневные, полученные каждым своим сотрудником уроки, и лучший путь к личной мудрости — станьте тем человеком, который привьет в своей организации «правило пяти».

Читайте материал по теме: Что такое бизнес-модель?

Итак, вы мудры — или только умны, сметливы, хитры? Если не мудры, скоро вас смоет волна подрывных инноваций. XXI век — это эпоха «больше и быстрее», забудьте стратегию. Набирайтесь ума-разума или уходите с рынка.

Мудрость — тема размером с Юпитер. Я перечислил отнюдь не все правила, не лучшие, не самые «правильные». Но я хотя бы попробовал.

Читайте по теме: