Стратегия — это, прежде всего, умение ее реализовать | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия — это, прежде всего, умение
ее реализовать

Вывод очевиден: успешная стратегия предполагает напрямую вовлечение всей команды в ее реализацию.

Автор: Юрген Кёниг

Стратегия — это, прежде всего, умение ее реализовать

читайте также

Две стратегии, которые помогают новичкам делать карьеру

Питер Грей,  Роб Кросс

Почему (и как) следует нанимать молодежь без высшего образования

Cьюзан Диткофф,  Уилла Селдон

Пришел антрополог в бар...

Мадсбьерг Кристиан,  Расмуссен Миккел

Как талант стал двигателем экономического роста

Роджер Мартин

Недавно меня пригласили прочитать лекцию для студентов программы MBA в одном из российских университетов. Тематика, связанная со стратегией, всегда представляет большой интерес, в особенности, если выступающий может поделиться опытом эффективной реализации разработанной им стратегии или продемонстрировать примеры претворения в жизнь стратегий признанными игроками рынка.

Начав выступление, которое всегда провожу в интерактивном формате, вскоре я убедился, что аудитория располагала достаточно неплохим знанием отдельных инструментов разработки стратегии компаний, включая предварительный анализ. Тем не менее основным вопросом, который интересовал студентов, был такой: «Как обеспечить успешную реализацию запланированного?».

Обычно при разработке стратегии в компаниях анализируют целый комплекс факторов — потребности клиентов, рыночную ситуацию, включая политические, географические и технологические аспекты, а также прогнозируют различные варианты развития. Также в большинстве случаев учитывается то, что определяет миссию фирмы, видение и ценности. Методология выработки стратегии также хорошо известна — она тесно переплетается с бизнес-задачами организации и использует инструментарий, предпочитаемый консультантами.

В результате формируется основа стратегического документа, включающая цели, KPI, маркетинговый план, индустриальный анализ, детальный операционный план и прогнозные финансовые показатели. Все это увязывается в единое целое и утверждается руководством компании.

Если все так прогнозируемо, то в чем же тогда проблема? Почему большинство прекрасных стратегических документов так и остаются лишь документами, а в реальности намеченные цели так и остаются несбыточными?

Читайте материал по теме: 5 способов соединить стратегию и ее реализацию

Все дело в реализации. В этом и заключается основная проблема. Хотя это выглядит достаточно очевидным, именно на этом месте буксуют многие даже самые креативные и проработанные стратегии многих организаций.

Собрать воедино все показатели и учесть все факторы — этого совсем не достаточно. Организационная модель, менталитет и вовлеченность команды, которая будет реализовывать стратегию, а также приверженность корпоративным ценностям, являются критически важными элементами реализации намеченных целей. Таким образом, реализация стратегии на практике критически важна для успеха компании. Это не просто декларирование того, кто, когда, где и как должен предпринять определенные действия. Это намного более глубинные процессы, которые затрагивают всю организацию как таковую.

Поэтому стратегии не должны лежать в недрах кабинетов руководителей. Они должны быть известны всей компании, затрагивать все ее уровни, а каждая индивидуальная цель должна быть самым непосредственным образом связана с общей стратегией. А это, в свою очередь, означает, что для каскадирования стратегических приоритетов каждый сотрудник должен взять ее на вооружение и трансформировать в понятные для него задачи. Каждое действие должно быть интегрировано в общую систему, заданную стратегией.

Читайте материал по теме: Стратегия и ее реализация — это одно и то же

И даже после этого результат реализации стратегии еще не гарантирован. Процесс еще не завершен, когда все только знают о своих стратегических приоритетах в рамках общего процесса в организации. Постоянное и эффективное отслеживание хода исполнения поставленных задач необходимо для того, чтобы иметь возможность оперативно скорректировать систему и привести в соответствие с первоначальным планом в случае наметившихся отклонений. Таким образом, индивидуальные задачи должны вписываться в общий временной план реализации стратегии, а результаты этой реализации необходимо замерять и регулярно отслеживать. При этом каждый член команды должен задавать себе вопрос: «А вписывается ли его конкретная работа в общую стратегию развития компании?».

И наконец, многие интересуются, следует ли пересматривать намеченную стратегию при изменении политической и экономической ситуации. Очевидно, что продуманная стратегия всегда основана на различных сценариях. Как минимум, учитывается один позитивный и один негативный сценарий, которые, в свою очередь, предусматривают соответствующий комплекс мер быстрого реагирования. В случае по-настоящему всесторонне проработанной стратегии необходимые действия по каждому из этих двух сценариев уже в ней содержатся и доведены до сведения всех членов коллектива.

Вывод очевиден: успешная стратегия предполагает напрямую вовлечение всей команды в ее реализацию.