Бизнес с головой | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Бизнес
с головой

Автор: Дайан Кутю

Бизнес с головой

читайте также

Фактор супружества

Джейн Стивенсон

Мы не помним то, что видим каждый день

Элисон Биард

Как заинтересовать инвестора, не сказав ни слова

Хуан Мартинес

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Психоанализ - методика лечения с помощью разговора - был самой популярной формой ментальной терапии в XX веке, в частности потому, что он казался гуманнее других методов лечения - вроде лоботомии или электрошока. Но в 60-е годы многое изменилось: открытие новых медикаментов обеспечило гигантский прогресс в борьбе с маниакально-депрессивным психозом, шизофренией и т. п. К психическим заболеваниям стали относиться как к проявлениям неблагоприятной наследственности или химического дисбаланса. К 90-м ученые по всему миру активно работали над составлением карты генов человека, которая позволила бы проводить в этой области исследования и манипуляции.

Среди величайших прорывов в медицине последних десятилетий можно упомянуть также методы магнитного резонанса (MRI) и позитронной эмиссионной томографии (PET), позволившие ученым увидеть работу мозга, определить, как те или иные раздражители воздействуют на его отдельные участки, то есть получить ценную информацию о природе наших мыслей, чувств и памяти. За вклад в изобретение метода MRI Пол Лотербур и Питер Мэнсфилд получили Нобелевскую премию в области медицины за 2003 год.

Революция в науках, исследующих мозг, окажет мощное влияние на бизнес. К примеру, специалистам по маркетингу использование метода MRI уже помогает определить реакцию покупателей на продукты и рекламу. Но этим влияние научных достижений не ограничится. Исследования мозга обязательно отразятся на таких аспектах бизнеса, как лидерство и сотрудничество. Дисциплина, изучающая поведение человека в организации, очень многим обязана традиционной психологии и психоанализу. Эти науки дали жизнь многим концепциям, на которых воспитано современное поколение менеджеров (вспомним теорию мотивации или теорию личности). Однако новые науки породят новые методы и решения, которые будут действовать на равных с этими фаворитами уходящей эпохи, а возможно, и вытеснят их. Вот что говорит Нитин Нориа, профессор Гарвардской бизнес-школы, написавший вместе с Полом Лоренсом книгу “Человеческая природа и выбор” (How Human Nature Shapes Our Choices): “Общественные дисциплины – уже выжатый лимон. Несколько капель сока здесь, возможно, еще осталось, а вот новые сферы, нейродисциплины, пока едва затронуты. Бизнесмены обращаются к ним как к более перспективным”.