Из HR-директоров выходят отличные генеральные? | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Из HR-директоров выходят
отличные генеральные?

Ценный источник руководящих кадров ждет своего часа. Работа в службе персонала развивает компетенции, нужные каждому CEO.

Из HR-директоров выходят отличные генеральные?

читайте также

Живи своим умом

Хотите помочь сотрудникам? Рассмешите их!

Дж. Стюарт Блэк

Как выступить на совещаниях, если вы интроверт

Дана Русманьер

Филипп Старк

Биард Элисон брала Интервью

Долгие годы в службе персонала видели лишь функцию бэк-­офиса, генерирующую расходы, а не доходы. По мнению Элли Филлер, старшего партнера швейцарского отделения фирмы по подбору руководящих кадров Korn Ferry, в последние 15 лет отношение к ней меняется. Работая с вакансиями директоров по персоналу глобальных компаний, она заметила, что все больше фирм подчиняют эту должность не кому-то из руководителей уровня «минус один», как это было раньше, а непосредственно главе компании. ­У HR-директоров теперь намного больше влияния и полномочий, чем раньше. Они часто выступают на советах директоров, и СЕО прислушиваются к их советам. Компании хотят видеть в своих директорах по персоналу сильных лидеров, способных воплотить в жизнь стратегию. «Эта должность приобретает небывалое значение, — говорит Филлер. — Они уже не администраторы, а ключевые игроки». Вместе с консультантом по кадровой стратегии, профессором Мичиганского университета Дейвом Ульриком, Филлер провела исследование, и первое, на что они обратили внимание исследователи, — это размер заработной платы директоров по персоналу в сравнении с другими топами. Взяв верхний дециль каждой позиции, они подсчитали средний размер базового дохода. Самыми высокооплачиваемыми оказались СЕО и СОО, что не удивительно. Однако сразу же вслед за ними идут директора по персоналу со средним базовым годовым заработком в $574 000, что на 33% больше, чем у директора по маркетингу, который находится в самом конце списка. «Лучшим директорам по персоналу платят очень и очень много, потому что их непросто найти», — говорит Ульрик.

Исследователи проанализировали данные оценки компетенций кандидатов, накопленные Korn Ferry за 10 лет. Данные разделили на три группы: стиль (то, как ведет себя руководитель и как он стремится выглядеть в глазах окружающих), образ мышления (как он подходит к решению вопросов) и эмоциональная компетентность (как он справляется с ситуациями, связанными с неопределенностью, давлением или стрессом и риском). Исследователи проследили, как эти характеристики распределены по функциям топов.

И вот вывод, к которому они пришли: за исключением СОО, ближе всего к СЕО показатели были именно у HR-директоров. Это открытие позволило ученым дать весьма провокационный совет тем, кто хочет видеть во главе компании сильного лидера: обратите свой взгляд на директора по персоналу. Сегодня для успешной реализации стратегии нет ничего важнее, чем подобрать кадры, правильно выстроить оргструктуру и создать эффективную корпоративную культуру. А кто лучше годится для этой роли, как ни глава HR?

Правда, следует сделать несколько оговорок. Во-первых, Филлер и Ульрик рассматривали только самых сильных и успешных руководителей, а значит, нельзя говорить о потенциале всей когорты. Путь на самый верх открыт не для тех, кто всю жизнь просидел в отделе персонала, а для тех, кто до этого успел поработать на разных ответственных должностях и разбирается в различных сторонах управления бизнесом, умеет отвечать за бюджет и в чьей карьере в сфере HR значительное место занимает развитие кадров.

Кроме того, исследователи подчеркивают, что тем, кто мечтает стать СЕО, нужен целый ряд качеств, присущих главе компании. Поэтому с первых шагов в профессии они должны овладевать широкими техническими и финансовыми навыками. Такие компании, как Zurich Insurance, Nestlé, Philip Morris или Deutsche Bank, для подготовки руководителей высшего звена используют метод ротации сотрудников в различных функциях, в том числе и на руководящих должностях в службе управления персоналом. (Как работает этот метод читайте в «It’s Time to Split HR», Ram Charan, HBR, July — August 2014.)

Филлер и Ульрик приводят два примера, когда успешные гендиректора известных компаний на определенной ступени своей карьеры были какое-то время задействованы в службе персонала для развития необходимых для руководителя высшего звена навыков. Это Мери Барра, гендиректор General Motors, проработавшая в службе персонала компании полтора года, и Энн Малкахи, гендиректор Xerox с 2001 по 2009 год, в начале 90-х несколько лет возглавлявшая HR-службу.

И неслучайно обе — женщины, ведь среди успешных HR-директоров их 42%. Для сравнения: среди директоров по маркетингу их всего 16%. Значит, если большее число гендиректоров будет выходцами из HR-служб, доля женщин на высшей должности увеличится.

Питер Герке, директор по персоналу лондонского офиса Prudential, говорит, что если раньше гендиректору в первую очередь были необходимы навыки и знания маркетинга и финансов, то теперь требуются более широкие и гуманитарные менеджерские компетенции. «Чтобы занять должность руководителя компании, нужно в равной степени обладать как техническими знаниями, так и навыками управления людьми, — замечает он. — И на первый план все больше выходят последние».

Несмотря на многолетнее предубеждение против кадровиков, заметное повышение статуса этой профессии не стало сюрпризом. Последние 20 лет Джим Коллинз и другие теоретики менеджмента твердили, что кадровая стратегия — залог успеха. Главное «посадить в свой автобус правильных людей» — говорил Коллинз, и все больше людей сейчас склоняются к этой истине. Эффективный HR-директор поможет вам спланировать маршрут и провести компанию к цели. «А если вы не умеете управлять компанией с позиций человеческих ценностей и корпоративной культуры, вы ведете свой бизнес в никуда», — говорит Филлер.