Думай о хорошем | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Думай
о хорошем

Что эффективнее — негативная мотивация или позитивная?

Автор: Елена Евграфова

Думай о хорошем

читайте также

В поисках идей: июньский выпуск

Без Дона Дрейпера можно обойтись, но Джоан Холлоуэй незаменима

Сара Клифф

Революционный бизнес зрелой компании

Говиндараджан Виджай,  Крис Тримбл

Стратегические преимущества рандомизированного принятия решений

Адам Джоб,  Мартин Ривз,  Михня Молдовяну

Что эффективнее — негативная мотивация или позитивная? От многого зависит. Вне контекста вопрос звучит глупо. И все же при прочих равных я бы поставила на позитивную. В одной из своих статей журналистка Евгения Пищикова рассказала, как в рамках инициативы по возрождению русской деревни в одном населенном пункте северной глубинки на копеечный грант обновили два дома для ветеранов: обшили их вагонкой, покрыли свежей краской и украсили резными наличниками. И какой получили эффект! «Все (все!) соседи, которые из своих окошек могли видеть красоту, обшили вагонкой и свои дома. И поставили резные наличники. Откуда только деньги взялись — да ведь главное не деньги, а сила желания. Каждый старался сделать понаряднее, получше, чем у соседа», — написала Пищикова.

Негативная мотивация — это ткнуть человека носом в его ничтожество в надежде вызвать в ответ всплеск энтузиазма, взлет эффективности, а то и возрождение личности. Позитивная — указать свет в конце тоннеля. Глеб Тюрин, основатель и руководитель Института общественных и гуманитарных инициатив, придумавший проект по возрождению деревень, своими достижениями доказывает, что ставка на коллективное самоуважение, нарастание критической массы хорошего кое-чего стоит и действует даже на почти совсем морально и физически раздавленных жителей русской деревни.

Конечно, чтобы утверждать это наверняка, надо бы провести полноценное научное

исследование, пока же остается просто верить в силу зажигательных примеров. В любом случае, я думаю, стоит рассказывать про каждую лягушку, выжившую благодаря тому, что, изо всех сил работая лапками, взбила масло, хотя все эксперты-наблюдатели были единодушны и безусловно правы в том, что лягушка, упавшая в банку со сливками, — не жилец.

В этом номере Андрей Свириденко, основатель компании SPIRIT, рассказывает, как он построил в России конкурентоспособную компанию, работающую на международном рынке высоких технологий. Она производит софт для голосовой и видеосвязи. Модули SPIRIT стоят, например, во всех iPhon(ах) и iPod(ах), а кроме Apple продукцию этой российской компании покупает Intel, Microsoft, Oracle и другие гранды мировой хай-тек индустрии. Хорошо бы этот пример подействовал на других предпринимателей так же, как резные наличники на жителей Архангельской деревни. Ведь зависть — это страшная созидательная сила.