Вопрос этой недели:
У нашей компании выдался ужасный год, одно подразделение так и вовсе обанкротилось. И хотя мой отдел выдал великолепные результаты, при общем сокращении штатов мне тоже придется уволить нескольких хороших сотрудников. Можете ли вы подсказать, как справиться с этой тяжелой ситуацией?
К сожалению, такое часто случается. Я работал в финансовой организации, где более 90% филиалов успешно закончили финансовый год в самый разгар кризиса, но два ухитрились потерять больше денег, чем заработали все остальные вместе взятые. Совет директоров принял решение о сокращении сотрудников по всей корпорации, и руководители отделов столкнулись с такой же проблемой, что и вы.
Это самое мучительное решение для любого руководителя — необходимость расстаться с людьми, которые хорошо работали.
Готовых ответов у меня нет, я постараюсь лишь предложить кое-какие решения, которые, как мне хотелось бы надеяться, помогут вам пережить эту ситуацию с наименьшими потерями.
1. Говорите правду и только правду. Специалисты, которых приходится уволить, возможно, будут с вами спорить и доказывать, что «это нечестно». Они правы. Признайте, что жизнь не всегда обходится с нами справедливо и герои не всегда побеждают. Не пытайтесь убедить их, будто они сами виноваты: выйдет контрпродуктивный конфликт и для вас, и для них. Порой человеку приходится страдать из-за того, что неподвластно ему. 2. Будьте готовы к гневу. Хоть вы и не виноваты в том, что им придется уйти, в глазах увольняемых сотрудников вы — представитель компании. Возможно, кто-то выплеснет свой гнев на вас. Не обижайтесь, поймите: это нормальная реакция в таких обстоятельствах. Ведите себя достойно: простите любые выпады с их стороны (нет, я не обещал, что мои советы будет легко осуществить на практике!). 3. Не сдавайте ни компанию, ни коллег. Хотя руководство корпорации и допустило серьезные просчеты, помните, что это все-таки ваши коллеги. Выслушивая упреки обиженного сотрудника, любой почувствует искушение перевести стрелки на кого-то другого. Но постарайтесь этого не делать. Однажды и вы сами можете оказаться тем человеком, кто совершил роковую ошибку. Какие отзывы коллег вы хотели бы в подобной ситуации услышать? Учитывайте, что вы будете говорить о своих боссах и других членах команды увольняемым сотрудникам. Читайте материал по теме: Сокращение персонала в кризис: какие альтернативы?
4. Помогите увольняемым всем, что в ваших силах. Как мудро замечает Билли Холлидей: «Пока денег полно, полно и друзей у дверей, но кончатся деньги, закончатся и друзья». Все любят победителей, но в плохие времена кажется, будто многие забыли даже, как тебя зовут. Мой добрый друг Дон Шеррит много лет назад научил меня следующему: нужно из кожи вон вылезти, но помочь тому, кто переживает тяжелые времена. Да и почем знать: сегодня ты его уволил, а завтра он окажется твоим клиентом, партнером, а то и начальником. Времена меняются, но человек долго помнит, как с ним обошлись, когда ему было плохо. Так что действуйте согласно нормальной деловой логике и общечеловеческой этике. 5. Не теряйте контакт с уволенным. Постарайтесь помочь ему через знакомых. Звоните время от времени. Пошлите письмо в конце концов. Если ему неприятно с вами общаться, он даст вам это понять. Если человек рад будет вашему участию, тем лучше, а если не будет, то вы просто оставьте его в покое. Я вовсе не наивен и прекрасно понимаю: даже если вы последуете всем этим советам, разговор с коллегой вам предстоит ой какой нелегкий. Но все же надеюсь, что они помогут вам лучше справиться с неприятной ситуацией.
А случалось ли вам оказаться в такой ситуации? Какие уроки вы извлекли?
Об авторе
Маршалл Голдсмит
Маршалл Голдсмит — признанный наставник и коуч лидеров. Среди его тридцати книг — «Прыгни выше головы! 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха» и «Mojo. Как его получить, как его сохранить и как вернуть, если вы его потеряли».