Сердце бизнеса | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Сердце бизнеса

Бизнесу нужен не только разум, но и сердце.

Автор: Нэнси Кэн

Сердце бизнеса

читайте также

7 способов отблагодарить ваших коллег и партнеров

Эван Бэр

Секреты создания новых бизнес-моделей

Константин Самойлов

Воспитание талантов, от которых зависит будущее компании

Кон Джеффри,  Ракеш Хурана,  Ривз Лаура

Почему роботы не делают людей счастливее

Тобиас Шлагер,  Фабиан Ниндл,  Эмануэль де Беллис,  Эшли Уилланс

читайте также

В 1970 году Милтон Фридман назвал социальную ответственность корпораций «лицемерием», а бизнесменам, симпатизирующим идее служения обществу, поставил диаг­ноз «влечение к самоубийству». Как, однако, изменились времена. Хотя некоторые руководители все еще солидаризируются с Фридманом, большинство считает, что бизнесу не выжить, если не учитывать потребностей общества.

Не забывайте, что бизнесу нужен не только разум, но и сердце. Чтобы решать самые жгучие вопросы современности, нужны новые цели и новые стимулы. Важно и переосмыслить саму суть понятия «бизнес». Кроме того, требуются сильные духом лидеры, которые свое предназначение видят в том, чтобы сделать общественное устройство справедливее и жизнь людей лучше, и не отступают от своей цели. Говард Шульц, гендиректор Starbucks, и Пол Полман, глава Unilever, — лидеры такого типа. Их ­пример ­достоин подражания: проследив, как они формулируют свои цели и добиваются своего, можно понять, как строить компании «на века».

Прежде всего занимайтесь людьми. Главные активы компании — миссия, репутация, люди — не числятся в бухгалтерских балансах. Шульц тратит много денег не только на 200 тысяч сотрудников («партнеров») Starbucks, но и на фермеров, у которых фирма закупает кофе. Опционы на акции и медицинскую страховку американским сотрудникам, работающим неполный день, «форумы для семей партнеров» в Пекине и Шанхае, бесплатная раздача коров фермерам, выращивающим кофе в Руанде, — все это, считает Шульц, идет на пользу бизнесу: пособия по болезни и уважение к родителям сотрудников рождает взаимное доверие в компании; корова в подарок укрепляет преданность фермера и повышает его производительность. «Для благотворительности нужна высокая прибыль, — сказал Шульц в интервью Fortune 2011 году. — Но если прибыль — ваша единственная цель, вы обречены».

Живите по принципу «кому много дано, с того и много спросится». Кто-нибудь наверняка скажет, что Starbucks и Unilever просто некуда девать деньги. Но благодаря своим брендам, известности и масштабу предприятий они, используя все возможности своего бизнеса и энергию активистов, пытаются делать мир лучше. Полман «ввязался» в глобальную борьбу с голодом; Шульц занимается не менее важными вопросами создания рабочих мест и разделения политики и бизнеса. И люди откликаются. Когда Шульц призвал корпорации не финансировать политические кампании до тех пор, пока правительство США не решит проблему дефицита бюджета, его поддержали почти 200 руководителей. Шульц бескомпромиссен: «Лидеры бизнеса не должны стоять в стороне».

Не бойтесь неудач. Пока другие руководители рассуждают о глобальном изменении климата, Полман переводит бизнес Unilever на «зеленые» принципы. Он ставит перед компанией большие цели: вдвое сократить выброс парниковых газов при производстве; работать только с экологически чистым сырьем; помогать миллиарду человек улучшать качество жизни. Инициатива Полмана сопряжена с риском: если он добьется своего, то Unilever станет образцом для подражания, если нет, то оппоненты потребуют его голову. Полман понимает, что бизнес, нацеленный на социальные проблемы, должен экспериментировать и искать новые решения.

Шульц и Полман — представители новой когорты руководителей, которые хотят, чтобы бизнес брался за важные для общества задачи — не только потому, что видят в этом моральный долг. Они убеждены, что иначе невозможно обеспечить своим компаниям долгую благополучную жизнь.

Цель Unilever — «быть рядом с обществом, чтобы обеспечить наше будущее». По словам Полмана, в том, что он делает, «нет ничего особенного». Но, если по стопам Шульца и Полмана пойдут другие, эффект будет колоссальный.