Генеральный директор INTUIT о том, как IT-компания поставила дизайн во главу угла | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Генеральный директор INTUIT о том, как IT-компания поставила дизайн во
главу угла

Помимо функционала, успех продукта на рынке — даже если вы продаете налоговый софт — определяется удовольствием потребителей.

Автор: Смит Брэд

Генеральный директор INTUIT о том, как IT-компания поставила дизайн во главу угла

читайте также

Менеджмент снизу вверх

Уитни Джонсон

Если персональные данные тождественны деньгам, почему же компании так плохо их берегут?

Кванги Вэй,  Райан ЛаСалль,  Тим Купер

Тони Шей: человек, доставлявший счастье

Без крика и слез: как провести трудный разговор с подчиненным

Эми Джен Су

В 1983 году, когда Скотт Кук стал одним из основателей Intuit, финансовое ПО уже предлагало немало компаний. У придуманной Куком программы Quicken было по меньшей мере 46 предшественников. Первая версия Quicken предлагала пользователям только треть функций, которые были у конкурентов, но она обладала одним важным преимуществом: хорошим дизайном. Вместо электронных таблиц пользователь видел знакомые расходные книги и счета. Благодаря дизайну Quicken стала лидером рынка программ управления личными финансами. Эту позицию она удерживала тридцать лет.

С годами установка на дизайн как-то забылась, и к 2008 году, когда я стал гендиректором, дизайн уже не был нашим главным преимуществом. Опросы показывали, что покупатели в первую очередь отмечали в наших продуктах «простоту использования». Но простота использования — палка о двух концах: одним она нравится, другим нет. Это не совсем то же, что хороший дизайн, а мы чрезмерно увлеклись функционалом, упрощающим работу, но не обязательно делающим ее приятной. Нам нужно было думать об эмоциях — о том, какие чувства вызывают у покупателей наши программные продукты, приятно ли ими пользоваться. Мы стали рассуждать о «дизайне для удовольствия». Я попросил наших служащих назвать самые, по их мнению, инновационные компании, и многие назвали Apple, Facebook и Google. Мне хотелось, чтобы Intuit возглавила этот список. Дизайну отводилась в этом решающая роль. Еще в самом начале своей работы на должности генерального я сформулировал долгосрочную цель: к 2020 году Intuit должна занять место среди передовиков дизайна.

Сейчас мы уже намного ближе к этой цели. Дизайнеров в Intuit стало в семь раз больше, конференции по дизайну проходят раз в три месяца, мы постоянно приглашаем создателей выдающихся по дизайну продуктов вроде термостата Nest или сайта для путешественников Kayak, чтобы они делились идеями с нашими сотрудниками. Всех, кто у нас работает, даже юристов и бухгалтеров, мы призываем думать о красоте в работе. В каждый продукт мы вводим оригинальные «красивые» функции, которые помогают потребителям воспринимать их эмоционально — и увеличивают нашу долю рынка.

Как понравиться покупателям

У меня нет образования в области дизайна. Я вырос в небольшом городке в Западной Вирджинии, учился в Университете Маршалла по специальности «деловое администрирование», потом семь лет проработал в отделе фасованных товаров в PepsiCo и 7Up, а по вечерам изучал менеджмент в Колледже Аквинас в Мичигане. Дальше я работал в Advo, компании прямого маркетинга, и в компании по расчету зарплат ADP, где организовал первое интернет-подразделение. В Intuit меня пригласили в 2003 году, и следующие пять лет я управлял всеми тремя ее крупными подразделениями: бухгалтерским, которое делает софт для профессионалов, налоговым (флагман продукции — TurboTax) и ориентированным на малый бизнес, которое продает программы простой бухгалтерии Quick Books и расчета зарплат.

Еще до того, как стать гендиректором, я старался объяснить людям, что привлекает в продукте. Простота важна, но это еще не все. Мы начали разговор о целост­ном клиентском опыте, включая посещение магазина, приобретение и работу с клиентами. Я спрашивал сотрудников о товарах и услугах, которыми они пользуются. Почему вам нравится продукт? И мы разработали D4D (design for delight, дизайн для удовольствия), где четко был сформулирован подход Intuit к дизайнерскому мышлению, основанный на глубоком понимании эмоционального состояния покупателя, творчестве и экспериментировании. D4D — великая вещь; она задает общие ориентиры создания хорошей продукции.

Следующей задачей было интегрировать дизайнерское мышление по всей Intuit. В 2007 году руководство посвятило целый день дискуссии о дизайне вообще. Мы попросили участников принести вещи, которые их восхищают, и рассказывать о них. Один принес оригинальный рюкзак, 
другой расписал достоинства детской чашки-непроливайки. Я продемонстрировал штопор, который работает на баллончике с углеродом. Мероприятие помогло нам осознать, сколь велика сила дизайна, но вопреки ожиданиям ни в какие конкретные действия это не вылилось.

От плана привить компании дизайнерское мышление мы не отступились и, чтобы ускорить дело, решили изменить планировку пространства: уменьшили количество замкнутых помещений, оставили больше места для контактов и совместного творчества. Мы стали пристально следить за тем, какой дизайн предлагают конкуренты. Массу прекрасных инноваций стартапы придумывают 
в гаражах и общежитиях. Вот два великолепных примера: Mint (которую мы приобрели) и ZenPayroll.

От своих пользователей наша программа управления личными финансами Quicken требовала ­ввода большого количества данных. В итоге мы видим четкие, красиво оформленные сметы и круговые диаграммы, но, чтобы к этому прийти, нужно запастись терпением. К 2009 году эту проблему блестяще решила Mint. Ее создатель встроил функцию, позволяющую, введя свой банковский код, автоматически загрузить всю информацию о своих расходах, чтобы через пару минут, не вводя никаких данных, получить финансовую диаграмму. Нам так понравилось решение Mint, что мы ее купили. Здесь работает принцип «отсроченного удовольствия»: проходит несколько минут от начала использования программы до получения первого результата.

ZenPayroll тоже вдохновила нас на изменение ракурса. Расчет зарплаты принято считать скучнейшим административным делом. В ZenPayroll выплаты сотрудникам — повод для признания их заслуг. Система рассылает уведомления вроде: «Ура! Зарплату дают! Ты рок-звезда! Вот тебе чек!» Это намного оригинальней, чем обычные письма. Сейчас компания активно сотрудничает с нашей платформой QuickBook Online.

Дизайнерское мышление стало понемногу приживаться и у нас. 
В 2012 году мы повторили с нашими руководителями мероприятие с рассказами о вещах, а потом поговорили о них. Дают ли вещи то, что должны, или больше? Что люди чувствуют, когда ими пользуются? Каждый из нас независимо от своей должности в компании быстро понял, что мы оценили красивый дизайн, когда его увидели, и что такой же опыт мы должны гарантировать своим покупателям.

Большинство людей не думает о финансовых программах как о чем-то, что может радовать и восхищать. Мы иногда говорим, что продукция Intuit «востребована, но не желанна». Кто-то в Intuit сомневался, что можно в принципе создать финансовую программу, которую потребители будут воспринимать как «красивую». 
И мы стали читать отзывы пользователей на наши популярные продукты и обзоры, написанные как сторонниками, так и противниками. В них явно просматривались эмоции. Вопрос только в том, те ли это эмоции, которые мы хотели вызвать.

Возьмем TurboTax, нашу налоговую программу. Она лидер рынка, и потребители, готовя свои налоговые отчеты, в совокупности проводят с этой прог­раммой шесть млрд часов в год. В конце процесса большинство налогоплательщиков получает право на возмещение, и для 70% из них это самый солидный из чеков, полученных в течение года. С учетом этого обстоятельства мы стали думать не столько о функциональных возможностях нашей программы, сколько об эмоциональной отдаче в результате сокращения нудной работы и приближения большой выплаты.

Дизайн как командный вид спорта

Мы не ограничивали круг совещаний о дизайне одними разработчиками: наоборот, старались привлечь каждого. Финансовый отдел мы просили подумать, легко ли им сделать заказ. В отделе управления персоналом мы говорили о приеме на работу и процессе интервью, — с того момента, как кандидаты заходят на страничку найма на нашем сайте, и вплоть до зачисления. В Intuit 8 тысяч сотрудников: мы хотим, чтобы все они думали, как улучшить дизайн товаров и услуг, даже если они ­предназначены для внутреннего пользования.

Конечно, от разговоров и размышлений о дизайне мало было бы проку, если бы они не отражались на продукции. К началу 2010 года мы уже предлагали ­некоторые усовершенствования. Например, дополнили TurboTax возможностями, которые упрощали пользователям задачу сравнения по годам и позволили ­импортировать некоторые данные за один год напрямую в другой, ограничив количество вопросов, которые задает программа. В ходе исследований мы узнали, что в супружеских парах один из партнеров обычно берет на себя расчет налогов, а другой донимает его вопросом: «Почему сумма не такая, как в прошлом году?». С учетом этого мы разработали несколько новых функций, которые для себя назвали «семейной проверкой», они помогали четко увидеть, что именно изменялось из года в год.

Кроме того, мы придумали приложение SnapTax, идея которого связана с переходом потребителей на смартфоны. Расчет налогов требует ввода данных, и, казалось бы, можно делать это и на мобильном устройстве. Но наши экспериментировали с фотографиями налоговых деклараций. Программа автоматически распознает данные и вводит их прямо в TurboTax. Приложение SnapTax стала первым инструментом, который позволил пользователям полностью ­рассчитывать и отсылать декларации по подоходному налогу c помощью смартфонов. Реакция нам очень понравилась. Через две недели после выпуска оно ­сменило Angry Birds в роли лидера на iTunes. Отзывы пользователей просто поражали. Один человек написал: «Полюбил программу с первого взгляда и навсегда». Другой сообщил нам, что благодаря этому приложению рассчитал налоги, лежа в ванне. Пользователи один за другим давали ему высшую оценку. Это было явной победой нашей концепции D4D.

Были и новшества меньшего масштаба. В интерфейсе пользователя мы начали использовать смайлики, модернизировали функции поддержки и справки, упростив их, чтобы они стали понятнее. Теперь наша служба технической поддержки по телефону получает на 24% меньше звонков от запутавшихся пользователей. Мы потратили десятки тысяч человеко-часов, наблюдая, как люди в действительности используют нашу продукцию. После этого мы поместили значки с улыбающимися лицами за теми элементами, которые пользователям нравились, а значки с грустными лицами там, где пользователи спотыкались, — это пример использования дизайна в обратной связи. Мы не уставали говорить инженерам, менеджерам по продукции и дизайнерам, что хороший функционал — необходимое, но не достаточное условие. В продукт надо встраивать эмоцию.

В 2006 году у нас в руководстве было шесть дизайнеров, сейчас их 35. Нам нужно было больше дизайнерской энергии, чтобы произвести все эти перемены, и теперь она у нас есть. Наши дизайнеры подчиняются руководителям продуктовых подразделений, что дает им возможность постоянно общаться с инженерами и разработчиками продукции.

Улучшение дизайна отражается на наших финансовых результатах. В 2014 году доходы TurboTax выросли на 7%, и продукт отвоевал два процентных пункта доли рынка. В начале 2000-х дизайн помог нам противостоять крену в модели «фримиум»: наши конкуренты выкладывали в интернете минимальные бесплатные версии своих программ в надежде, что люди придут к ним за платными обновлениями и расширениями. Нам очень не хотелось делать свои продукты примитивными. Если уж выкладывать программу бесплатно, то пусть это будет самый красивый бесплатный продукт на рынке. Тогда у нас появился девиз: «Развлекай, но не разбавляй!» Эта стратегия себя оправдала. В категории налоговых программ для самостоятельного расчета налогов, 
к которой относятся и бесплатные программные продукты, наша доля рынка составляет 60%, тогда как у крупнейшего из наших конкурентов — 18%.

Думаю, в последние годы многие компании оказались в таком же положении, как и мы. Технология разработки обычно предполагает мелкие шаги, ориентированные на функции и упрощение выполнения задач. Надо проснуться и увидеть лес за деревьями. Нам хотелось, чтобы все наши люди поняли: создание красивой продукции и приятных впечатлений пользователя — командный вид спорта, и в этой команде не только дизайнеры и менеджеры по продукту, — в ней играют все без исключения, даже генеральный директор. Сейчас мы софтверная компания, ориентированная на клиента и дизайн. А к 2020 году станем еще лучше.

* деятельность на территории РФ запрещена