Долголетие расширяет горизонты | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Долголетие
расширяет горизонты

Новые потребительские рынки в стареющем мире

Автор: Пол Ирвинг

Долголетие расширяет горизонты
DIGITALVISION/GETTYIMAGES

читайте также

Как построить идеальные бизнес-отношения: 5 шагов к успеху

Джим Догерти

Опять ничего не успеваете? Во всем виноват ваш список дел

Питер Брегман

Что делать после того, как вас повысили

Ребекка Найт

Капитализм для всех

Майкл Портер,  Марк Креймер

Старение населения порождает новые экономические перспективы и рынки. Каждой компании понадобится стратегия, учитывающая потребности, желания и покупательную способность пожилых людей.

В статье «Никто не хочет уходить на пенсию» я описал базовые требования к внутренней, ориентированной на персонал стратегии, которая поможет лучше использовать возможности пожилых сотрудников. Здесь я расскажу о внешней стратегии, направленной на клиентов.

Рынок продуктов и услуг для людей преклонного возраста уже достаточно развит и будет развиваться дальше. Согласно общему отчету Oxford Economics и Американской ассоциации пенсионеров (AARP), в 2015 году американцы старше 50 лет с устоявшимися покупательскими привычками и потребностями в услугах принесли экономике $7,6 трлн за счет прямых потребительских расходов и связанной с ними деятельности; на долю этих людей приходилось более 80% активов домохозяйств. Опрос, проведенный AARP в 2010 году, показал: 90% пожилых американцев хотели бы провести старость в своем нынешнем жилье. Чтобы они могли оставаться в своих домах и приносить пользу экономике, общество должно научиться реагировать на их запросы. По прогнозу Bank of America Merrill Lynch, к 2020 году годовая общемировая покупательская способность людей 60 лет и старше достигнет $15 трлн.

Дальновидные компании видят в этом не только интересные возможности для бизнеса. В ближайшие десятилетия на потребительских и финансовых рынках тон будут задавать все более возрастные граждане. По подсчетам Глобального института McKinsey, в период с 2015 по 2030 год половину всего роста городского потребления обеспечат люди в возрасте 60 лет и старше — это одна из немногих возрастных групп, остающихся локомотивами глобального экономического роста. «Экономика долголетия смещает экономические границы, преобразует трудовые ресурсы, двигает вперед технологии и инновации и меняет представление о старении», — говорится в отчете Oxford Economics и AARP.

Разные отрасли предлагают различные подходы к разработке продуктов и услуг, меняющих ситуацию к лучшему. По словам журналиста Reuters, в области здравоохранения «цвет сезона — седой». Новейшие биотехнологические разработки, устройства, лекарства и услуги по уходу — все это производители ориентируют в первую очередь на пожилых клиентов.

Исследования показывают: покупатели старшего возраста лидируют по тратам в 119 из 123 категорий товаров широкого потребления, они оставляют больше денег в продуктовых магазинах и приобретают больше новых автомобилей, чем любая другая возрастная группа. На них же приходится 80% путешествий класса люкс. Эти люди готовы вкладываться в транспорт, развлечения, еду и алкоголь, и они образуют огромный рынок для внедрения свежих идей и инноваций.

Поставщики финансовых услуг всегда уделяли много внимания клиентам старшего возраста — особенно предпенсионного. Сегодня, когда люди рассчитывают пожить подольше, пенсии стали для отрасли мощнейшим фактором роста. Вместе с тем быстро развивается финансовый рынок для пожилых людей, продолжающих работать, — как наемных сотрудников, так и предпринимателей. Этот сегмент рынка долголетия, где финансовые активы контролируются стареющими вкладчиками, нельзя игнорировать. Большая часть богатств во всем мире и 70% располагаемых доходов в США приходятся на долю людей в возрасте 60 лет и старше.

В большинстве компаний маркетинг долголетия только начинает развиваться. Пора сдвинуться с мертвой точки. Интересы потребителей старшего поколения нужно учитывать, и выявление новых перспектив и рынков — это лишь первый шаг. Вам и вашим сотрудникам предстоит пересмотреть свое отношение к этой возрастной группе, чтобы избежать стереотипов и эйджизма. Включите в группы планирования, разработки и коммуникаций возрастных специалистов, чтобы использовать их опыт и знания. Задействуйте пожилых людей в фокус-группах при тестировании продуктов и услуг перед выводом на рынок.

Пока большинство компаний делают лишь первые шаги к разработке стратегии в этой сфере, обратимся к опыту лидеров.

Philips и Nestlé в стремлении извлечь выгоду из трендов, задаваемых стареющим населением, существенно изменили направления работы. Обе компании сфокусировались на проблемах здоровья и качества жизни, увидев в этой области огромные перспективы. Philips в партнерстве с Глобальной инициативой социального предпринимательства Школы бизнеса имени Макдоноу при Джорджтаунском университете разрабатывает новые технологии для пожилых клиентов: сетевые решения по уходу, приложения для безопасности, инновации для сохранения когнитивного здоровья. Новые защищенные устройства позволят пациентам и врачам получать, отслеживать и сообщать друг другу жизненно важную медицинскую информацию. Nestlé, в свою очередь, инвестирует в инициативы по персональной диетологии и питанию и расширяет свой портфель, приобретая производителей лекарств и пищевых добавок (или долю в них).

Сеть магазинов Best Buy недавно купила GreatCall, поставщика подключаемых к интернету сервисов для здоровья и безопасности, чтобы выстроить отношения с потребителями старшего возраста. Доступ к клиентской базе GreatCall поможет Best Buy закрепиться на рынке медицинских услуг и добиться роста благодаря эффективной цепочке поставок и маркетинговому охвату. Ряд аналитиков приветствовал это приобретение: Best Buy сумела верно оценить размеры и перспективы рынка и теперь может вывести на него линейку услуг, тем самым диверсифицировав свое предложение и компенсировав снижение прибыли от продаж бытовой электроники.

Bank of America Merrill Lynch ­обучает сотрудников передней линии учитывать особые нужды пожилых клиентов. В банке понимают, что рост продолжительности жизни меняет отношение людей к здоровью, жилищным условиям, пенсионным планам и финансовой безопасности. В партнерстве со Школой геронтологии имени Леонарда Дэвиса при Университете Южной Калифорнии банк разработал ­обучающую программу по вопросам долголетия, знакомящую финансовых консультантов с особенностями жизни, приоритетами и целями людей преклонного возраста.

Uber и Lyft разработали программы по созданию удобных для пожилых пассажиров онлайн-­инструментов, приложений и решений для заказа машины по телефону. Понимая, как важна свобода передвижения для здоровья и благополучия таких людей, обе компании создают партнерства и стараются упростить доступ к услугам как для самих пользователей, так и для их близких и помощников. В частности, фирмы сотрудничают с колл-сервисами (Lyft — с GreatCall, Uber — с RideWith24), чтобы немолодым клиентам было проще бронировать поездки.

Intel разрабатывает программы для интернета вещей, которые смогут выявлять у пользователей проблемы со здоровьем. Среди ее проектов — носимые устройства, анализирующие жизненные показатели владельца и мгновенно передающие их по сети 5G. Nest вносит изменения в ассортимент продуктов для умного дома, чтобы помочь пожилым людям дольше жить самостоятельно.

Все это лишь малая часть возможностей, которые открывает рынок долголетия.

Наконец, по мере разработки и реализации стратегии следует менять подход не только к созданию, но и к продвижению товаров и услуг. В рекламе и СМИ необходимо использовать реалистичные, а не стереотипные образы пожилых. Этой аудитории не нужно покровительственное отношение, но она хочет, чтобы ее потребности были поняты. Важно делать акцент и на реальных проблемах старения, и на позитивных сторонах ­старшего возраста. В этом направлении большинству фирм еще предстоит много работы, но некоторые уже добились серьезных успехов. Например, марка Dove (Unilever) успешно провела кампанию Pro-Age, заметно увеличив свою долю рынка. В продвижении йогурта Activia от Danone акцент делается на решении актуальных для пожилых людей проблем с пищеварением. В 2017 году журнал Allure задал новый тренд, объявив об отказе от термина «антивозрастной» в описании ухаживающей и декоративной косметики.

Мы еще далеки от полного понимания потребностей пожилых людей и способов их удовлетворить. Эта аудитория очень разнообразна, и простых универсальных решений здесь нет. Но мы точно знаем: уже сегодня есть очевидный запрос на товары и услуги, способные помочь людям прожить более долгую, комфортную и полноценную жизнь; на продукты, которые будут продвигаться без стигматизации и стереотипов. В ближайшие десятилетия этот спрос будет быстро расти, а компании, которые начнут обслуживать его уже сегодня, получат огромное преимущество. Будущее сулит большие возможности как для извлечения прибыли, так и для служения обществу.

Об авторе. Пол Ирвинг (Paul Irving) — руководитель Центра будущего старения при Институте Милкена, председатель совета директоров Encore.org, заслуженный профессор Университета Южной Калифорнии (Школа геронтологии имени Леонарда Дэвиса).