«Развитие должно подчиняться единой стратегии» | Большие Идеи

・ Экономика

«Развитие должно подчиняться
единой стратегии»

Как оценивают российский бизнес-климат японские инвесторы

«Развитие должно подчиняться единой стратегии»
из архива Ивао Охаси

читайте также

Избавьтесь от скромности

Джек Нашер

Социалка как новый вид бизнеса

Надя Жексембаева,  Фрай Рон

Стресс вокруг: как помочь испытывающему трудности коллеге

Лайан Дэви

Как действительно понять, что хочет сказать собеседник

Марк Гоулстон

Ивао Охаси, советник по Японии и странам АТР Ассоциации индустриальных парков России, долгое время возглавлял московское представительство японского государственного агентства по развитию торговли и инвестиций ДЖЕТРО и московский филиал Института Номура — авторитетной организации по стратегическому консалтингу. Оценка российского бизнес-климата представителями японских инвесторов стала темой его интервью журналу «HBR Россия». Ниже — отредактированные выдержки из интервью.

Российские власти много говорят об улучшении ­бизнес-климата, ощущаете ли вы эти изменения? 

Моя работа связана с Россией с начала 1990-х, и я хочу подчеркнуть, что инвестиционный климат, производственная, транспортная и городская инфраструктура в России за последнее десятилетие значительно улучшились и продолжают улучшаться. Отдельные регионы России поддерживают зарубежные инвестиции не хуже, а порой даже лучше, чем, например, страны Центральной и Восточной Европы, тогда как в других производственная инфраструктура пока недостаточно развита. И это понятно, ведь ­Россия — огромная страна.

Что в принципе привлекает международный бизнес в страну или регион? 

Инвесторы, особенно японские, в выборе страны или региона исходят из ожиданий будущего развития экономики, которые зависят от устойчивости политической воли и от общественного консенсуса в вопросах стратегии.

На мой взгляд, главное — это уровень «взаимосвязанности» внутри страны и с другими странами. Международный бизнес идет туда, где все компоненты развития тесно увязаны друг с другом: сборочные предприятия с производством компонентов, морской транспорт с железнодорожным, промышленная инфраструктура с транспортной, экономическое развитие и наращивание потенциала территорий, профессиональное образование и строительство жилья, потребительские рынки и места производства. Если у страны или региона есть единое видение стратегии наращивания потенциала, все эти элементы увязываются в комплексе.

Вам доводилось участвовать в проектах комплексного развития в России?

Да, и не раз, начиная с начала 2000-х. Например, индустриальные парки: их в России уже более 200 и они помогают экономике регионов. Был у меня и непростой опыт участия в проекте развития особой экономической зоны в Советской Гавани Хабаровского края. Это и станция БАМ и одновременно морской порт, поэтому, с точки зрения любого инвестора, лучшего места для развития приграничной логистической базы не найти. Работая над концепцией этой ОЭЗ, мы с экспертами постепенно осознавали, что без комплексного видения, которое выше интересов всех ведомств, сделать это будет трудно. А в проекте Советской Гавани у российского Минэкономразвития и Минтранса были разные приоритеты, правительство Хабаровского края и руководство Дальневосточной железной дороги расходились в понимании задач, а действия чиновников федерального и местного уровня не всегда были согласованны. Наверное, рассогласованность ведомств не редкость в мире, но в странах АТР развитие обычно задает единая стратегия. Поэтому страны Дальнего Востока даже при невысоком уровне развития инфраструктуры, человеческих ресурсов и инвестклимата успешно привлекают инвестиции из Японии.

Не могли бы вы сформулировать «коллективное мнение» японского бизнеса о России?

Доклады по результатам опросов японского бизнеса регулярно публикуют Японский экономический союз (Кейданрен), Японский банк международного сотрудничества (JBIC) и Японская организация по развитию внешней торговли (ДЖЕТРО). Из них можно сделать несколько выводов. Во-первых, японский бизнес возлагает большие надежды на будущий экономический рост и развитие рынка России. Во-вторых, некоторые аспекты деловой среды в России вызывают критику, хотя и признается, что многие улучшения были реализованы. И в-третьих, за исключением ресурсных отраслей, японский бизнес по-прежнему осторожно относится к инвестициям в Россию. Для многих японских предприятий инвестировать в другие страны (члены АСЕАН, Бангладеш, Индия и другие) стратегически предпочтительнее, чем в Россию.