читайте также
После того как развитые страны возьмут ситуацию с COVID-19 под контроль, вирус еще долго будет представлять угрозу для развивающихся рынков. Нестабильное управление, слабые системы здравоохранения, густонаселенные городские трущобы и высокий уровень бедности — все это усложняет борьбу с эпидемией. В первые месяцы пандемии в некоторых странах начались волнения и появились первые признаки политической нестабильности, а в других влияние вируса прояснится по мере развития ситуации с эпидемией и борьбы с ней в течение следующих месяцев.
Затяжная неопределенность создает серьезную проблему для инвесторов. На развивающихся рынках и раньше было трудно вести бизнес, но из-за пандемии политическая ситуация стала еще сложнее, а необходимые связи и информация — еще труднодоступнее. Зарубежных инвесторов ждут как минимум два масштабных риска, которые многие недооценивают.
Во-первых, из-за ограничений на поездки инвесторам будет сложнее получать информацию из первых рук. Когда развитые страны уже сгладят график заболеваемости, поездки в развивающиеся страны по-прежнему могут быть ограничены или осложнены. Государства и компании не будут пускать туда своих граждан и сотрудников, на местном уровне будут введены свои ограничения или ужесточены требования к визам, а некоторые из региональных авиакомпаний просто обанкротятся.
Без представительства в стране инвестирования зарубежных инвесторов ждет незавидный выбор: действовать вслепую или полагаться на местных партнеров. В каждом из этих вариантов есть свой риск. Когда вы рассчитываете на местные контакты, результат может быть непредсказуемым, так было и до пандемии: если у вас надежный партнер, это может решить исход дела, — как, впрочем, и в обратном случае, если он вас подведет. Сегодня чрезмерная зависимость от местных партнеров вкупе с невозможностью прямого контроля может привести к упущенным возможностям, испорченной репутации и большим расходам (например, если партнер нарушит антикоррупционное законодательство).
Кроме того, из-за ограничения прямых контактов может возникать еще больше культурных противоречий и недоразумений в бизнесе. Так, недавно одна американская компания написала министру финансов африканской страны, что из-за коронавируса вступила в силу одна из поправок к договору о поставках электроэнергии. Властям показалось, что компания может подать в суд и требует денег. В обычной ситуации CEO компании сел бы на самолет и быстро уладил бы это недоразумение личной беседой, но во время пандемии это невозможно. Без живого общения справиться с культурными различиями становится еще сложнее.
Во-вторых, властям развивающихся стран сейчас сложно эффективно работать, что усугубляет ситуацию для проектов и инвесторов. Ведь страны столкнулись не просто с перегрузкой системы здравоохранения, но и с бегством капитала, десятками миллионов потерянных рабочих мест, спадом в экономике и непосильным уровнем долга. А если проект требует постоянной поддержки со стороны государства, непонятно, будет ли он вообще возобновлен, и если да, то когда и насколько активно его будут продвигать.
Многие из этих правительств будут работать еще менее эффективно, если чиновники будут уходить в самоизоляцию, волнуясь за собственное здоровье. Например, большинству глав государств Латинской Америки и стран Карибского бассейна, Ближнего Востока и Африки уже за 60, так что они находятся в группе риска по тяжести заболевания и смертности от COVID-19 — тем более что многие из них впервые остались без возможности поехать за рубеж за качественной медицинской помощью. Министры в среднем тоже немолоды, поэтому пакет инфраструктурных договоров на сотни страниц (на каждой из которых нужно поставить подпись) может пролежать у них на столе очень долго. Смерть или нетрудоспособность важного политика тоже может вызвать сильную неопределенность. В Нигерии от коронавируса умер глава администрации президента. Эксперты консалтинговой компании, специализирующейся на Нигерии, писали, что он был «центральной фигурой» в определении политики по инфраструктурным инвестициям, энергетике и сельскому хозяйству.
Я уже 20 лет сталкиваюсь с подобными проблемами и в частном, и в государственном секторе. Дважды поработав в Белом доме (в том числе на позиции старшего директора по Африке во время эпидемии лихорадки Эбола), я видел, как тяжело развивающимся странам бороться с кризисами и их последствиями. Я видел, как компании останавливали инвестиции или, наоборот, тратили лишние деньги из-за недостатка информации или в попытке угнаться за изменчивыми приоритетами властей. После многих лет консультирования компаний на нестабильных рынках я могу дать следующие советы:
Ищите новые источники информации и руководствуйтесь сведениями о рынке. Нужные вам источники — это конкуренты, сотрудники местных отделений международных финансовых институтов, журналисты, торговые советники при посольстве, бизнес-партнеры и т. д. Сопоставьте информацию от каждого из них и узнайте обстановку. Возможно, стоит также пересмотреть местный штат и изменить соотношение местных сотрудников и экспатов. Кроме того, всегда нужно задумываться о том, как трактовать собранные данные и действовать на их основе. Собрать информацию необходимо, но не достаточно. Чтобы воспользоваться ей, нужно установить правила и нанять экспертов по политике страны — хотя бы внештатных.
Оцените еще раз местных партнеров. Их способности (или отсутствие таковых) существенно влияют на ваши риски и возможности. Каковы их сильные и слабые стороны? Как воспользоваться их преимуществами и компенсировать недостатки? Если из-за запрета на поездки вам приходится полагаться на местных партнеров сильнее, чем вы бы хотели, то именно сейчас нужно заняться обучением или установить правила контроля. Также вам могут помочь хорошие местные юристы (а лучшие из них могут стать еще одним источником информации о рынке).
Определите текущие приоритеты государства и подстройтесь под них. Чтобы понять, какие сделки в новых условиях состоятся, а какие, скорее всего, нет, нужно политическое чутье. В частности, возможно, топ-менеджерам стоит тратить больше времени и сил на установление и поддержание контактов с высшими государственными чиновниками или нанять местных сотрудников или консультантов, у которых есть связи с правительством и которые смогут пролоббировать ваши инвестиции в приоритетные направления.
Помните, что всем сейчас тяжело. Все боятся за себя и своих близких, волнуются об экономической ситуации в своих странах, в том числе ваши местные сотрудники, партнеры и чиновники. Вне зависимости от возраста, чиновники находятся под огромным давлением и очень устают физически и эмоционально. Просто напишите местным коллегам сообщение в мессенджер и спросите, все ли у них в порядке с семьей и здоровьем, и будьте особенно внимательны к формулировкам. Кроме того, заверьте их, что не откажетесь от инвестиций в страну, проявите оптимизм относительно ее восстановления и будущего экономического роста, и подчеркните, как ваши инвестиции помогут создать рабочие места и укрепить местные сообщества (экологические, социальные и административные программы могут подкрепить ваши слова).
Структура политического риска изменилась везде, но компаниям, которые инвестируют в развивающиеся рынки, особенно важно еще раз оценить, с чем они теперь имеют дело. В разных странах пандемия коронавируса и ее последствия проявятся по-разному, и где-то перед инвесторами могут возникнуть куда более серьезные риски, чем нехватка актуальной информации и перегруженное правительство. Но постарайтесь держать руку на пульсе, и это поможет вам обнаружить в эти неопределенные времена новые риски и найти новые возможности.
Об авторе
Грант Харрис (Grant T. Harris) — бывший главный советник президента Барака Обамы по Африке, специальный помощник президента и старший директор по африканским вопросам Белого дома в 2011—2015 гг. CEO компании Harris Africa Partners LLC. Консультирует компании и органы власти по стратегии, политике и риск-менеджменту при ведении бизнеса на развивающихся рынках. Внештатный профессор в Школе менеджмента им. Келлогга при Северо-западном университете.