Почему политика дерегулирования не поможет предпринимателям | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему политика дерегулирования не
поможет предпринимателям

Отсутствие связи между регуляционным рейтингом города и успехом местных компаний не должно нас удивлять.

Автор: Ретт Моррис

Почему политика дерегулирования не поможет предпринимателям

читайте также

Как спланировать свой день, если вы противник жесткого расписания

Элизабет Грейс Сондерс

«Мы разрушили систему здравоохранения»

Юлия Фуколова

Лучшие идеи 2022 года: свежий номер HBR Россия

В поисках идей: ноябрьский выпуск

Когда во всем мире политики обсуждают поддержку предпринимательства, чаще других звучит одна идея: улучшить процесс регулирования бизнеса.

Согласно этой концепции предприниматели добились бы большего успеха, если бы только им не мешало правительство. Наиболее часто предлагаемые меры включают упрощение процесса регистрации фирм, сокращение бюрократии и ограничений для бизнесменов.

До недавнего времени оценка законодательного регулирования производились на уровне целой страны. К сожалению, этот подход делает результаты неполными. Во многих странах предписания о ведении бизнеса различаются в зависимости от города (штата, области, республики, края и т. п.), в котором работает компания.

Новое исследование, предпринятое Торговой палатой США, попыталось разобраться в этом вопросе. Его авторы использовали известный во всем мире метод оценки правовой среды для предпринимателей в нескольких городах США.

Из этого нового анализа видно, какими значительными могут быть различия между городами. Например, в Чикаго регистрация предприятия занимает 32 дня, в то время как в Детройте — всего 4! В Нью-Йорке учредителям обычно требуется 511 дней на приведение договора в исполнение, а в Атланте этот процесс занимает всего лишь 167 дней.

Авторы считали такие данные важными показателями местного бизнес-климата. По их мнению, эти факторы могут быть «лакмусовой бумажкой конкурентоспособности города» в национальном масштабе.

Однако один город в США оказался прямо бельмом на глазу. Сан-Франциско требует от предпринимателей больше канцелярской волокиты, чем любой другой мегаполис в Америке. Разрешение на строительство обходится фирмам в среднем в $100 000. Как и в других городах штата Калифорния, местные учредители должны сделать несколько десятков разных налоговых отчислений. В целом в отчете «Индекс регуляционного климата» Сан-Франциско получил общий рейтинг 41,3 из 100. Это менее половины от наивысшего балла, полученного Далласом, штат Техас.

Разумеется, в Сан-Франциско предпринимательство процветает. За последнее десятилетие здесь учреждено большое количество успешных компаний, например Twitter или Dropbox. Данные по Силиконовой долине, включающей в себя Сан-Франциско и соседние города с очень похожими административными правилами, показывают, что в местные компании вложена почти половина венчурного капитала США. И большая часть этих средств приносит неплохую прибыль. В прошлом году 280 высокотехнологичных стартапов было поглощено крупными фирмами.

Похожую картину мы видим и в Нью-Йорке. Начать бизнес в любом из его пяти районов стоит $1300. А еще городские власти Нью-Йорка добавляют административные расходы к сделкам с коммерческой недвижимостью — например, налог на регистрацию ипотеки 1,925% и налог на переход права собственности 2,265%, чего не делает ни Даллас, ни Сент-Луис. Общий рейтинг регуляционного климата Нью-Йорка — 34,7, что даже хуже, чем у Сан-Франциско.

Однако Нью-Йорк в прошлом году занял второе место по вложениям венчурного капитала и по поглощениям высокотехнологичных стартапов по всей стране. И в нем базируется больше фирм, входящих в рейтинг Fortune 500, чем в любом другом городе мира.

Отсутствие связи между регуляционным рейтингом города и успехом местных компаний не должно нас удивлять. На самом деле самых лучших предпринимателей не так уж волнует административная среда.

Прошлым летом наша команда из Endeavor Insight изучила и опросила 150 предпринимателей из самых быстрорастущих компаний в США. Мы спрашивали их, почему они решили начать свой бизнес в конкретных городах, и проанализировали названные ими факторы. Только 2% респондентов сказали, что на их решение оказало влияние качество административного регулирования в городе.

Это не значит, что условия ведения бизнеса не имеют значения для предпринимательства как такового. Это просто показывает, что другие факторы значительно важнее. Бизнесмены в исследованных нами компаниях особенно подчеркнули три аспекта. Во-первых, им нужен доступ к талантливым работникам, особенно к тем, кто имеет технические навыки, подобно инженерам и программистам. Следующей по ценности для них была близость к потенциальным потребителям. Это особенно значимо для компаний с бизнес-моделью B2B и стало важной причиной перемещения бизнеса в места концентрации конкретных отраслей промышленности. Наконец предприниматели сами предпочитают селиться в тех местах, которые обеспечивают им высокое качество жизни благодаря природным или культурным достопримечательностям и связям с другими людьми. (Несколько опрошенных отметили, что те же черты привлекают и хороших сотрудников.)

В попытках стимулировать предпринимательство большим искушением для властей будет концентрация усилий на регулировании. Пример Силиконовой долины и города Нью-Йорка, подтвержденный исследованиями, доказывает, что перемены в этой сфере едва ли дадут ощутимый результат.

Законодателям, желающим поддержать местных бизнесменов, следует поискать другие решения. Лучше всего начать с отмеченных выше трех аспектов: талантливые сотрудники, потребители и высокий уровень жизни. Лидерам, которым нужны конкретные идеи для улучшений в этих вопросах, стоит напрямую поговорить с местными руководителями быстрорастущих компаний. В конце концов в каждом городе имеются свои уникальные вызовы, с которыми у этих людей имеется значимый для законодателей личный опыт.

Читайте по теме: