Деньги как наркотики или главная проблема современного бизнеса | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Деньги как наркотики или главная проблема
современного бизнеса

Виновники всеобщего разорения гнались не за деньгами, а за тем удовольствием и тем чувством безопасности, которое должны были принести им деньги.

Автор: Тони Шварц

Деньги как наркотики или главная проблема современного бизнеса

читайте также

Шесть мифов о разработке продукта

Дональд Рейнертсен,  Стефан Томке

Найти смысл в трагедии

Ади Игнейшес

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

Дэниел Айзенберг

Как генеративный ИИ меняет брендинг

Андрес Гвирц,  Огуз Аджар

В документальном фильме «Инсайдеры», который блистательно разоблачает прозаические причины мирового финансового кризиса 2008 года, самым мощным, на мой взгляд, было признание, которое гендиректор крупного банка сделал на вечеринке у тогдашнего министра финансов США Генри Полсона в самый разгар кризиса:

Мы не можем сдержать свою алчность, — произнес этот гендиректор в редчайший миг искренности. — Вы должны нас контролировать.

Алчность, по определению, — это неукротимая страсть к богатству. Дойдя до крайности, алчность сметает разумные доводы, здравые суждения, мысли о будущем и о том ущербе, который она наносит окружающим.

Как писал журналист и автор книги «Бумеранг. Как из развитой страны превратиться в страну третьего мира» Майкл Льюис: «Кажется безумным, чтобы миллиардер клал свою жизнь на добывание второго миллиарда, но именно так поступают некоторые из наших самых выдающихся сограждан».

Алчность зарождается в нейрохимических процессах нашего мозга. Ее питает гормон (ныне более принято название нейромедиатор) допамин, который вырабатывается головным мозгом. Чем выше уровень допамина, тем острее мы ощущаем удовольствие. Уровень этого нейромедиатора можно повысить, например, дозой кокаина.

Используя МРТ, гарвардский исследователь Ганс Брейтер с коллегами проверили реакцию на различные образы и убедились, что страсть к деньгам активизирует те же участки мозга, что и жажда кокаина, секса и любого другого сильного и неотложного удовольствия.

Лучше всего наш мозг реагирует на новый стимул, то есть на удовольствие, которого мы прежде не знали (за счет чего вырабатывается большая порция допамина). А потом мы стремимся повторить это удовольствие. Но вот беда: такая же дорожка кокаина, такая же сумма денег уже не вызывает прилива такой же порции этого гормона.

Читайте материал по теме: Как неэтичное поведение становится привычкой

Виновники всеобщего разорения гнались не за деньгами, а за тем удовольствием и тем чувством безопасности, которое должны были принести им деньги — как в первый раз. Но «приход» с каждым разом оказывался все слабее, и тогда они отыскали решение: непрерывно повышать ставки.

Если прежняя доза уже не действует, удвоим ее, утроим, удесятерим. Складывается порочный круг соблазна: люди гонятся за ускользающим кайфом, безустанно и безуспешно пытаясь воспроизвести тот изначальный прилив счастья и благополучия. Когда это превращается в навязчивую привычку, мы называем такого человека «зависимым».

Деньги, власть, всеобщее восхищение — это наркотик. Наркоманы заглушают своим адским зельем боль — чаще всего боль от собственной неуверенности, никчемности. Деньги, как и кокаин, ошибочно принимают за средство, которое принесет облегчение.

Когда у человека нет близких отношений, надежных ценностей, работы, направленной не только на собственные интересы, накопление богатств становится единственным способом наполнить жизнь смыслом и удовлетворением.

Именно по этой причине Анджело Мозило, тогдашний CEO Countrywide, позволил своим подчиненным накапливать десятки тысяч долга по ипотечным кредитам, а сам поспешно распродавал свою долю компании перед неизбежным крахом.

Вот почему Стивен Раттнер, основатель Quadrangle Group, человек со связями «наверху», мечтавший стать со временем министром финансов, загубил свою карьеру, платя откаты чиновникам: во что бы то ни стало ему требовалась еще пара миллиончиков к тем нескольким сотням, что он уже накопил.

Читайте материал по теме: Должен ли предприниматель лгать?

Вот почему управляющие многих известных банков, якобы ничего не замечая, торговали токсичными, обреченными на банкротство финансовыми продуктами — велика беда, краткосрочная прибыль обеспечена, а с ней и изрядный бонус.

Банкиры и состоящие у них на довольствии пособники — законодатели, ученые-экономисты, демократы и республиканцы — все питались из одной кормушки. Алчность сводит вместе самых неожиданных партнеров. Но, при любой зависимости, дозы растут, а кайфа все меньше.

В фильме «Инсайдеры» банкиры пытаются оправдать свои алчные, бесчестные, деструктивные поступки так, как это делают все законченные наркоманы: экают и бекают, преуменьшают и подбирают рациональные доводы, все отрицают и прикидываются невиновными.

Человек, подсевший на кокаин, со всей очевидностью разрушает свою жизнь и жизнь близких, а те, кто рвется к деньгам (и обладает достаточной ловкостью, чтобы их заграбастать) могут дорого обойтись очень многим посторонним людям.

Мало кто из нас полностью свободен от мощных соблазнов богатства, но у большинства и не будет возможности накопить излишки. И мы, неспособные, пожалуй, счастливчики. Хотелось бы верить, что те, кто породил еще не забывшейся финансовый кризис, усвоили отрезвляющий урок, и что всемирный хаос и страдания стольких людей не будут забыты.

Но не очень-то рассчитывайте на это, покуда мы продолжаем чтить сограждан по капиталу, даже если этот капитал украден у нас.

«Мы не можем сдержать свою алчность», — признался директор банка на вечеринке у Генри Полсона. Фактически, это значит: «Уберегите меня от моих примитивных порывов. И себя уберегите».

Читайте по теме: