Полярное слияние: то, что выгодно компаниям, может навредить экономике | Большие Идеи

・ Экономика
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Полярное слияние: то, что выгодно компаниям, может
навредить экономике

Почему слияния и поглощения приносят пользу корпорациям, но не приносят ее обществу

Авторы: Брюс Блониген , Джастин Пирс

Полярное слияние: то, что выгодно компаниям, может навредить экономике
hbr.org

читайте также

«О чем вы мечтаете?» и другие «интересные» вопросы на собеседовании

Мария Макарушкина

Изобретения по-советски

Мария Божович

Что не так со SWOT-анализом

Дэвид Эрон,  Лоуренс Мински

Обратите ваши ошибки себе на благо

Марк Чассил

В последние несколько лет мы наблюдаем рекордное количество слияний и поглощений. Одновременно с этим растет беспокойство об излишней концентрации производств и ее негативных последствиях. И хотя уже много написано о том, насколько слияния повышают или понижают экономическое благосостояние, конкретных данных за или против слияний весьма мало. В своем исследовании мы представляем новые свидетельства того, что, хотя слияния могут увеличить прибыль компаний, многие из них не приносят того роста эффективности, который бы поднял уровень благосостояния всего общества.

Компании сливаются, когда они видят возможность выгоды. Если прибыльность растет благодаря более низким издержкам (например, из-за повышения производительности труда или эффекта масштаба), результатом могут стать более низкие цены для потребителей и возросший уровень благосостояния. Но если выросшая прибыль связана с более высокой концентрацией силы на рынке, и, если компания, обладающая такой силой, использует ее для поднятия цен, тогда в целом влияние на уровень общего благосостояния становится отрицательным.

Эта концепция понятна на интуитивном уровне, но есть факторы, которые мешают измерить реальные изменения после слияний. Именно этим объясняется ограниченность систематического изучения подобных событий и их влияния на эффективность и рыночные силы.

В своей работе мы напрямую затрагиваем эти сложные факторы и предоставляем новые свидетельства об эффекте, который оказывают слияния на эффективность и монополизм в широком спектре отраслей экономики. Наше исследование охватывает все производственные предприятия, существовавшие в США с 1997 по 2007 год. Это важный и разнообразный сектор американской экономики, и мы можем получить подробные сведения о нем. На этот сектор приходится четверть всех сделок по слиянию и поглощению в США. Используя новые эмпирические техники в статистическом анализе, позволяющие более точно оценить результаты экспериментов, мы смогли преодолеть проблемы, связанные с тем, как отличить рост эффективности компании от роста монопольной силы.

Мы обнаружили, что в среднем слияния не оказывают сколько-нибудь значимого влияния на продуктивность и эффективность. Мы не нашли свидетельств изменения продуктивности на уровне заводов, а также не выявили пользы от консолидации административной деятельности, которую часто называют причиной возникновения более низких издержек при слияниях за счет эффекта масштаба. Мы также не обнаружили данных в пользу того, что объединившиеся компании с большей вероятностью закроют менее эффективные производства. В то же время мы отметили повсеместное увеличение маржи на производимые товары в результате слияния. Оно колеблется в коридоре от 15 до 50% в зависимости от контрольных групп, которые принимали участие в исследовании.

Из-за конфиденциальности данных мы ограничены в возможностях изучить различия в выборке, но мы можем исследовать разницу между горизонтальными слияниями (то есть слияниями компаний в одной и той же отрасли) и другими типами слияний. В теории принято считать, что именно горизонтальные слияния имеют наибольшее влияние на рыночные возможности компании. И действительно, мы обнаружили, что рост маржи у компаний был выше именно при горизонтальных слияниях. И наоборот, при изучении негоризонтальных слияний мы нашли мало примеров увеличения цен и даже отметили некоторое положительное влияние на уровень производительности предприятий.

Разумеется, требуется дальнейшее изучение вопроса, но наше исследование ставит под вопрос способность слияний повышать продуктивность, особенно при участии в них двух компаний одной отрасли. В таких случаях часто выигрывают сами компании, но вот экономика в целом вовсе не обязательно получит выгоду.

Об авторах. Брюс Блониген – профессор социологии и заместитель декана по общественным наукам университета Орегона. Джастин Пирс – экономист совета управляющих Федеральной резервной системы.