читайте также
Влияет ли безработица на уверенность в себе, которая у молодых людей лишь начинает развиваться? Стоит ли родителям вмешиваться в их дела, помогая финансово или приглашая к себе пожить на время?
Эти вопросы немаловажны, поскольку уровень безработицы среди молодежи (в возрасте от 16 до 24 лет) в США в два раза выше, чем среди работников всех возрастов в целом (как в хорошие, так и в плохие времена для американской экономики). Кроме того, возвращение в родительский дом из-за потери работы или других сложностей стало достаточно распространенным явлением. Как безработица, так и невозможность вовремя покинуть родительский дом мешают переходу ко взрослой жизни, ведь многие молодые люди, не видя карьерных перспектив, откладывают окончание учебы, переезд в собственное жилье, создание семьи и не приобретают финансовой самостоятельности.
Многочисленные исследования подтверждают, что, став жертвой безработицы, взрослые склонны винить самих себя, что увеличивает риск депрессии и отчаяния (и этого следовало ожидать в обществе с высоким уровнем индивидуализма). Если работы долго нет и найти новое место становится все труднее, человек или остается безработным, или соглашается на труд, который оплачивается не так высоко, как прежде.
Молодые люди ничем не отличаются в этом отношении от других возрастных групп. Даже несмотря на то, что некоторая нестабильность в начале карьеры – нормальное явление, способность себя содержать и отдельное жилье, по которым так больно ударяет безработица, считаются самыми распространенными показателями взрослости. Те, кто не достиг этих и других нормальных возрастных показателей к 25-30 годам, могут начать сомневаться в том, что они на самом деле взрослые люди.
Наше исследование рассматривало вопрос, страдает ли уверенность в себе молодежи под воздействием безработицы. Мы опирались на данные из уникальной архивной базы данных под названием «Исследование развития молодежи». Она отслеживало статус занятости (работает, безработный, не начинал трудовую деятельность) у группы, состоящей из более чем тысячи молодых людей в городе Сент-Пол, штат Миннесота, на этапе их перехода от пубертатного периода к зрелости. Участники этой выборки родились в 1973-1974 годах, поступили в старшие классы осенью 1987 года (когда мы и начали их изучать), намеревались окончить школу в 1991 году и стали заниматься трудовой деятельностью на полную ставку в период относительного процветания 1990-х.
Мы начали наблюдения, касающиеся безработицы и родительской помощи у участников, достигших возраста 21-22 лет (в 1995 году) – возраста, на который приходится начало многих «взрослых» прав и обязанностей, и закончили десятилетие спустя, когда участники достигли возраста 31-32 лет (в 2005 году, до начала недавней Великой рецессии).
Опросы проводились семь раз в течение 11 лет. Мы фиксировали количество «безработных» месяцев каждого участника, и уточняли, получали ли они финансовую и жилищную поддержку от родителей в период отсутствия занятости. Также мы измеряли с помощью семи специально разработанных вопросов анкеты их уверенность в собственных силах, то есть убежденность человека в том, что он может добиться поставленных перед самим собой целей. Например, респонденты должны были согласиться или не согласиться (с разной степенью уверенности) с такими утверждениями: «Я способен сделать все, что поставлю себе в качестве задачи» или «То, что произойдет со мной в будущем, в основном зависит от меня».
Анализируя, как безработица, оба вида поддержки от родителей и уверенность респондентов в своих силах менялись с течением времени, мы смогли понять, страдают ли молодые люди от неуверенности в собственных силах во время периодов без работы или тогда, когда им приходится принимать помощь родных (и растет ли уверенность в своих силах в другие периоды). Поскольку на уверенность в собственных силах влияет и множество других обстоятельств во время этого переходного жизненного этапа, мы также учли и иные семейные факторы (например, образование и доход родителей, структуру родительской семьи, пол и принадлежность к меньшинствам), а также опыт самих молодых людей (включая школьную посещаемость, успехи в образовании, создание семьи и серьезные болезни).
Мы обнаружили, что безработица уменьшала уверенность в собственных силах независимо от того, сопровождалась или она родительской поддержкой или нет. Каждый месяц без работы уменьшал у человека уверенность в собственных силах по сравнению с его средним показателем в течение всего периода изучения. Финансовые вливания со стороны родителей также оказывали отрицательное воздействие на самооценку, а вот возможность пожить в родительском доме на самооценке никак не отражалась. Негативное влияние безработицы и финансовой помощи родителей было одинаковым как у молодых людей, так и у девушек.
По этой причине мы предполагаем, что, как и их старшим коллегам, молодым людям свойственно считать, что причина потери работы – в них самих. Финансовая поддержка родителей, похоже, тоже уменьшает их уверенность в собственной способности достигать поставленных целей. Но почему же проживание с родителями не имеет похожего негативного эффекта? Скорее всего, это связано с тем, что финансовая и жилищная помощь – реакции на разные обстоятельства.
В прошлом «Исследовании развития молодежи» выяснилось, что родители приходят на помощь своим недавно ставшим взрослыми детям, которые потеряли работу, давая им деньги на жизнь. А помощь с жильем родители оказывают и в других обстоятельствах: например, когда молодые люди проходят через некоторые негативные жизненные события (например, серьезную болезнь, расставание с партнером, становятся жертвой нападения), а также при возобновлении учебы. Возвращение в родительский дом в данных обстоятельствах, которые часто не во власти индивидуума, вероятно, не вызывает того же уровня вины, как потеря работы, за которую общество чаще всего возлагает ответственность на самого работника. И, наконец, молодые люди, живущие с родителями, часто оплачивают хотя бы некоторые свои расходы: есть такие, которые платят аренду, другие помогают по дому или вносят другой вклад в жизнь семьи. Безработные же юноши и девушки не имеют возможности немедленно отплатить родителям за финансовую помощь.
Эта тема нуждается в дальнейшей разработке. Наши данные основаны на одной группе молодых людей, изначально проживавших в Сент-Поле, штат Миннесота, а стоило бы повторить исследование на общенациональном уровне. Важно и то, что период изучения не охватил Великую рецессию, а влияние безработицы может оказаться другим в ситуации, когда занятости нет у гораздо большего количества молодых людей. Также мы не смогли рассмотреть обстоятельства отсутствия работы – например, был ли человек без работы, поскольку оставил ее сам, или его уволил работодатель. Будущим исследователям стоит выяснить, как уверенность человека в своих силах влияет на поведение, связанное с трудом – такое, как постановка целей, поиск места работы и возвращение к обучению с целью повысить уровень навыков.
Но несмотря на ограниченность исследования и оставшиеся неизученными факторы, наша работа весьма важна. Безработица среди молодежи и финансовая поддержка родителей могут иметь краткосрочные отрицательные психологические последствия, поскольку они снижают уверенность субъекта в своих силах. Также они могут оказывать долгосрочное негативное влияние на занятость.
Социологи и экономисты уже обратили внимание на шрамы, которые оставляет на карьере человека ситуация на рынке труда. В первую очередь речь идет о долгосрочном уменьшении зарплаты, которое происходит, когда молодежь начинает заниматься трудовой деятельностью в период высокой безработицы. Однако меньше внимания уделяется работникам в возрасте 20-30 лет. Их возраст чуть выше, чем возраст перехода от учебы к работе, но они еще слишком молоды, чтобы избежать дискриминации по возрасту. Если молодые люди не получают оплачиваемой работы, они не могут достичь объективных показателей взрослости и рискуют потерять ценный карьерный опыт (например, не смогут развить навыки, наладить полезные связи и накопить социальный капитал).
В целом, на наш взгляд, безработица способна повредить уверенности молодых людей двумя путями: во-первых, отдаляя или вообще не допуская переход к взрослости (например, экономической независимости, браку и созданию семьи), а во-вторых, давая повод для родительской финансовой помощи, которая мешает их независимости. Необходимо принять срочные меры по уменьшению риска безработицы среди молодежи и для преодоления препятствий, которые возникают у безработных, когда они хотят вернуться к трудовой деятельности.
Об авторах: Джейлан Мортимер – профессор социологии и директор программы «Исследование развития молодежи» Университета Миннесоты. Майк Вуоло – доцент социологии Университета штата Огайо. Джереми Стэфф – профессор социологии и криминологии в Университете штата Пенсильвания.