читайте также
В своем блоге я не раз формулировал идеи и конкретные предложения, как сформировать в России осмысленную политику по поддержке конкурентоспособных российских программных продуктов и хотя бы немного ограничить наш рынок от диктата транснациональных монополистов, создать им в стране конкуренцию. События последних месяцев показали, что коллеги думают и работают в том же направлении. Это приятно.
Недавно по инициативе депутата Госдумы Ильи Пономарева была созвана рабочая группа, в которую пригласили и меня. Результатом ее работы стало обращение к Дмитрию Медведеву с открытым письмом-предложением инициировать комплексный государственный целевой проект по созданию Национальной программной платформы (НПП). Речь идет о внедрении в госструктурах, бюджетных организациях и российских предприятиях национальных программных продуктов (http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/03/05/339784). Государство, похоже, понимает важность проблемы: Министерство связи недавно обнародовало план перехода государственных органов и бюджетных структур на отечественное и свободное ПО к 2015 году. (http://www.cnews.ru
Все эти инициативы можно приветствовать. Распространение российских программных продуктов в России это, во-первых, реальная поддержка отечественных производителей в наше сложное время, а во-вторых — гарантия информационной безопасности и технологической независимости нашей страны. Ну и, конечно, катализатор инновационного развития государства и здоровой конкуренции с американскими монополистами в области софта.
Быстрее, эффективнее и дешевле не заниматься созданием с нуля новых приложений — это слишком сложная и дорогая задача, — а активнее использовать программные решения, уже созданные российскими разработчиками, перенося их на ОС Linux. Для этого заинтересованным сторонам — компаниям-разработчикам, Минкомсвязи, Совету по информационным технологиям при Президенте России и отраслевым ассоциациям российских компаний-разработчиков ПО нужно сначала сформулировать состав НПП из конкурентоспособных российских программных продуктов, которые уже сейчас можно было бы включить в базовый список. Это позволило бы одновременно заменить иностранное ПО и сократить объем бюджетных средств на разработку новых российских продуктов.
Созданием продуктов мирового класса в России занимается несколько сильных компаний с грамотными разработчиками. Они могут и должны войти в базовый пакет НПП. 1С делает бухгалтерские, финансовые и ERP-системы, Лаборатории Касперского — антивирусную защиту, ABBYY — распознавание текстов и словари, Ascon — системы проектирования промышленной продукции, SPIRIT — голосовые и видеоконференции (ВКС) по IP-каналам (софт для интернет-видеотелефонии).
Что даст замена иностранных продуктов на передовые российские? Существенное снижение стоимости лицензий для государства и клиентов. Возьмем для примера область видеоконференций. У нас, как и во всем мире, тон в ней задают крупнейшие мировые вендоры коммуникационного оборудования: Polycom, Tandberg, HP, Cisco, Sony. Их «железо» закупает и государство, и крупный бизнес начиная с нефтяного. Стоит это оборудование очень недешево: системы ВКС бизнес-класса (как Cisco Telepresense или HP Halo) только для одной переговорной комнаты могут обойтись в миллион долларов и выше. А теперь представьте, что нужно полностью обеспечить видеоконференцсвязью ведомство с несколькими тысячами служащих в разных регионах. Это многие миллионы долларов. Прибавьте к этому обязательное наличие высокопропускных каналов связи, и вы получите совсем не кризисный бюджет.
При этом внедрение ВКС существенно снижает траты денег и времени на командировки, при этом улучшая коммуникацию и управляемость на расстоянии.
Microsoft внедряет unified communications как основной драйвер продаж новой ОС Vista и нового Офиса. Начиная с 2008 года Стив Балмер, CEO Microsoft, рекламирует на публичных презентациях в первую очередь этот новый коммуникационный функционал. Предправления и CEO Cisco Чемберс прямо говорит, что голосовые и видеоконференции по IP-каналам будут главным драйвером увеличения эффективности предприятий во всех секторах промышленности в ближайшие 10 лет. Не слабо — во всех секторах промышленности в ближайшие 10 лет!
Современные интернет-технологии предлагают качественную и недорогую альтернативу громоздким и дорогим аппаратным ВКС-системам: видеоконференции сегодня технически можно строить на базе обычных персональных компьютеров и ноутбуков (PC-based video conferencing). Именно это и делают Microsoft, Adobe, Oracle, Apple и Skype — чтобы телефон и специальное оборудование на вашем рабочем столе были больше не нужны. Все коммуникации реализуются на ПК по интернет-каналам. Такие софтверные системы, в отличие от традиционных аппаратных, не требуют сложного, дорогостоящего оборудования и специальной подготовки пользователя. Нужен лишь стандартный ПК с Web-камерой и микрофоном и коммуникационное ПО. Такие решения сегодня обеспечивает разумное качество голоса и видео и в разы дешевле железа. Хороший и дешевый кризисный вариант. И производители такого софта в России есть. Российские продукты уже успешно работают в зарубежных системах голосовой и видеоконференцсвязи. SPIRIT поставляет голосовые и видеодвижки и компоненты для систем интернет-видеотелефонии таким клиентам, как Microsoft, Oracle, Adobe, Apple и Skype. Можно долго говорить о достоинствах интернет-коммуникаций: дешевизне, адаптивности, интегрированности с приложениями, удобстве для пользователя и др. Это тема для отдельной беседы, и я с удовольствием докажу любому, что система для интернет-видеотелефонии должна быть непременным компонентом НПП. Она отвечает потребностям и бизнеса, и госорганов: и с точки зрения эффективности управления, и с позиций безопасности и качества, и стоимости в нынешнее тяжелое время. Она помогла бы чиновникам значительно сэкономить государственные средства и улучшить управляемость. Но пока государство предпочитают тратить миллионы долларов на оборудование Tandberg и Polycom.