Акцент на положительном | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Акцент
на положительном

Автор: Фрайер Бронуин

Акцент на положительном

читайте также

Рост в эпоху экономии

Гэри Гетц,  Гэри Хэмел

Сила мягких навыков

Арина Фурсова ,  Денис Конанчук

«Работаем!»: что помогает командам адаптироваться в критических ситуациях

Сайра Кристанчо

Как писать письма четко и по существу

Кабир Сигал

Специалисты по организационной психологии и менеджменту, изучающие поведение сотрудников на рабочем месте, фокусируются на негативных факторах, способных подорвать бизнес: на злоупотреблениях, недоверии, интригах, потере интереса к работе и т. п. Интерес к негативному обусловлен двумя причинами. Во-первых, организационная наука основывалась на достижениях психологии, которая традиционно интересовалась психическими нарушениями и социальными аномалиями. Во-вторых, еще со времен Данте ученые сознавали, что муки ада - гораздо более интересный материал для исследования, чем блаженства рая.

В результате многие удивляются, обнаружив, что компании, стремящиеся выделить и усилить положительные составляющие (лояльность, гибкость, надежность, скромность и сочувствие), добиваются лучших показателей, чем компании, делающие акцент на борьбе с недостатками. Между тем появилось новое направление, занимающееся исследованием позитивных организационных схем (POS). Пионерами этого направления стали, например, психологи из Мичиганского и Пенсильванского университетов в США и Университета Британской Колумбии в Канаде.

На первый взгляд идеи POS не новы. С 1952 года, когда Норман Винсент Пил опубликовал свой классический труд “Сила позитивного мышления” (The Power of Positive Thinking), относящийся к жанру “помоги себе сам”, рассуждения о преимуществах оптимистического мировоззрения успели всем набить оскомину. Схожие мысли высказывали Том Питерс и Джим Коллинз, писавшие о лидерских качествах, обеспечивающих компаниям успех. Тем не менее концепция POS существенно отличается от предшествующих исследований в этой области. POS не ограничивается рассмотрением положительных свойств индивидуума, а дополняет его строгим анализом широких социальных структур, ценностей и процессов, помогающих организации стать успешной.

Сторонники POS любят приводить в качестве примера Southwest Airlines. Эта компания является объектом зависти для конкурентов, но не потому, что у нее самая эффективная структура затрат, и не потому, что ее основатель Херб Келлехер, ныне ушедший в отставку, был чудесным парнем. Southwest, утверждают исследователи, стала успешной благодаря тому, что заботится о своих сотрудниках. Ким Камерон, профессор бизнес-школы при Мичиганском университете, проанализировав практику ряда “образцовых” компаний, выделил Southwest Airlines как единственную из крупных авиакомпаний, которая после событий 11 сентября сумела сохранить весь свой штат сотрудников и избежать масштабных финансовых потерь. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, пассажиропоток компании остается большим, да и курс ее акций сравнительно высок.

Почему новое направление в организационной науке возникло именно сейчас? Зерно POS было посеяно 11 сентября, когда в центре внимания СМИ оказались такие качества, как способность к сопереживанию, мужество и надежность. Затем, в 2002 году, скандалы вокруг Enron, WorldCom и других корпораций вызвали новую волну разговоров об этике в управлении. Исследователи задались вопросами: как поощрять и укреплять в компаниях честность и взаимное доверие? Как усилить мощь коллектива? Как привить культуру, основанную на эмоциональном интеллекте? И как достижение этих целей со временем скажется на бизнесе компании?

Концепция POS помогает исследователям взглянуть на работу организации под другим углом и в результате обнаружить, что главное достояние компании – счастливые сотрудники. Выясняется, что благоприятная, положительная атмосфера на предприятии заслуживает того, чтобы ее активно поддерживали, и не только ради нее самой. Эта атмосфера может стать основой для успеха всей организации.