Классика HBR. Управление персоналом | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Классика HBR.
Управление персоналом

ххххх

Классика HBR. Управление персоналом

читайте также

«Выросло поколение, которое не любит ходить в магазины»

Юлия Фуколова

Кому нельзя доверять управление компанией?

Александр Лазуткин

Как лучше оценивать риски

Шрини Пиллей

Что не так с устойчивым развитием

Дейв Янг,  Мартин Ривз,  Рич Хатчинсон

В 30-Х ГОДАХ прошлого столетия известный американский исследователь, специалист по индустриальной психологии Элтон Мэйо, проводя эксперименты на чикагских заводах Western Electric Company, столкнулся с удивительным феноменом, который повлек за собой существенное изменение подходов к мотивированию людей.

Перед Мэйо, в частности, стояла задача найти способы повышения производительности труда неквалифицированных рабочих, и он исследовал влияние на выработку таких факторов, как оплата труда, освещенность цеха, условия работы и т. д. Как-то он проверял гипотезу, что введение 10-минутного перерыва позволит повысить производительность труда работниц. Для эксперимента выбрали группу женщин, занимавшихся самой тоскливой работой, которую только можно себе представить, — они наматывали катушки электромагнитов. Работницам объяснили, в чем суть и задача эксперимента, и исследование началось.

На первом этапе 10-минутный перерыв вводили днем — производительность незамедлительно выросла. Потом добавили второй перерыв, утром, — тот же эффект. Кажется, можно было бы праздновать победу — задача решена, однако Мэйо пошел дальше: на следующем этапе перерывы отменили. Каково же было удивление исследователей, когда производительность после этого не только не упала, но снова возросла. Феномен нуждался в объяснении, и оно было найдено: рост производительности работниц был

обеспечен не отдыхом, а интересом к работе. Впервые их труд обрел смысл, теперь они приносили пользу не только администрации и владельцам завода, но сообществу исследователей, которые внимательно и заинтересованно изучали их проблемы.

Мы вспоминаем через 70 лет о знаменитых Хоторнских экспериментах Мэйо, чтобы еще раз подчеркнуть: менеджер, в особенности HR-менеджер, должен быть тонким психологом, владеющим эффективными управленческими методиками. Любой руководитель знает, как заставить людей работать, но как сделать, чтобы они работали без понуканий и с полной отдачей? Надеемся, что подготовленный в этом номере раздел «Управление персоналом» будет полезен руководителям, которые ищут ответы на подобные вопросы.

Информация для размышления, предлагаемая Фредериком Херцбергом в статье «Как пробудить рвение к работе», поможет найти способы мотивации, которые работают лучше, чем метод ППЗ (пинок под зад), и адекватны корпоративной культуре компании. Джон Коттер в статье «Лидерство и менеджмент: разумное равновесие» приглашает читателя подумать о том, всегда ли нужны лидеры на менеджерские должности или иногда это идет во вред делу. Название статьи Роналда Хейфеца и Марти Лински «Руководство по выживанию для лидеров» на первый взгляд отсылает к теме лидерства, однако в ней опять-таки говорится об управлении персоналом — на этот раз в условиях изменений.