Манипуляции с опционами все еще актуальны | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Манипуляции с опционами все
еще актуальны

ФИНАНСЫ

Манипуляции с опционами все еще актуальны

читайте также

Экономика рикошета

Махаджан Виджай,  Уинд (Джерри) Йорам

Результаты встречи компании Alcatel-Lucent с командами

Как удешевить логистику последней мили

Василиса Сергеева

Надежда Лебедева. Зачем мы подковываем блоху

Анна Натитник

Почти 20 лет назад было замечено, что компании часто награждают топ-менеджеров опционами прямо перед публикацией позитивных новостей, приводящих к росту акций, — эти невероятные совпадения увеличивают реальное вознаграждение менеджеров и получили название «подпружинивания». Далее было обнаружено, что компании смещают дату предоставления опционов так, чтобы максимально увеличить выгоду. В начале 2000-х годов подобные уловки позволяли компаниям в среднем переплачивать руководителям по $500 000 в год. С 2003 по 2010 год Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) предъявила соответствующие гражданские иски 32 компаниям, в том числе Apple.

Изменение дат предоставления опционов задним числом запрещено законом Сарбейнса-Оксли от 2002 года. Однако представляется, что ей не удалось добиться соблюдения этого закона.

Сократилось ли число случаев подобного мошенничества, выясняли ученые из Бизнес-школы Росса при Мичиганском университете. На материале 1,4 млн опционов, выданных с 2008 по 2014 год, они искали признаки смещения даты, «подпружинивания» или «уворачивания» (публикация негативных новостей для резкого снижения цен непосредственно перед предоставлением опциона).

Исследователи обращали внимание на то, насколько расторопно компании сообщали об опционах. Оказалось, что, в 90% случаев они информировали комиссию в течение двух дней — как этого требует SEC, но в остальных 10% были длительные задержки, порой более 60 дней. Изучив цены на акции и их доходность (в сравнении со среднерыночными показателями) в поисках необычных паттернов, ученые выяснили, что опционы, опубликованные с задержкой, с большей ­вероятностью приносили получателю непропорционально высокий доход, и чем больше была задержка, тем значительнее оказывалась выгода (в среднем, опционы с задержкой в 60 дней приносили доход на 8% выше ожидаемого).

Для поиска случаев «подпружинивания» и «уворачивания» исследователи проанализировали движение стоимости акций до и после выдачи опционов. Они обнаружили, что цены до выдачи опционов, как правило, были стабильны или падали в последний момент — а после выдачи резко вырастали, демонстрируя доход на 6% выше ожидаемого. Такие результаты позволяют предположить, что компании сознательно соотносят время выдачи опционов и публикации новостей. Законность «подпружинивания» и «уворачивания» горячо обсуждается в обществе, и авторы исследования полагают, что компании нужно заставить раскрывать свои практики.

Они также предлагают простой прием исправления ситуации: надо запретить компаниям выдавать множество опционов в один день. Их надо распределять по дням и использовать среднюю страйк-цену. «Тогда топ-менеджеры ничего не получат, подгадывая даты выдачи опционов, и манипуляции, выявленные в исследовании, потеряют смысл», — заключают ученые.