читайте также
Месяца три назад я встречался с собственником одного небольшого перерабатывающего предприятия. Наша встреча началась с того, что он ответил «да» на мои ключевые вопросы:
— Вы хотите развивать собственное производство и повышать его эффективность? — Вы согласны с тем, что предоставляемая менеджментом отчетность не всегда отражает фактическое состояние производственного актива? К этим вопросам он добавил и ряд своих:
— Почему его предприятие работает практически в ноль при ежегодных вливаниях денежных средств?
— Соответствуют ли планы менеджмента по оптимизации деятельности предприятия текущей ситуации?
Поскольку собственник жаждал получить ответы, наша команда после согласования предварительных сроков, которые во многом зависят от оперативности менеджмента предприятия, приступила к работе, как оказалось, очень сложной, но увлекательной.
На территории завода опытный глаз производственника сразу определил: дело ясное, что дело темное! Состояние территории красноречиво свидетельствовало о царившем на предприятии бардаке и крайне низком уровне эффективности системы производственного управления. Сырье и отходы складировались бессистемно, подъездные пути загромождались, что ставило крест на оптимизации внутрипроизводственной логистики, свободные площади использовались нерационально. Было и много других недостатков, которые специалисты по производству не без основания связывают с уровнем управления.
Получив декларируемую предприятием отчетность и пообщавшись с менеджментом, начинаешь видеть ситуацию глазами собственника — какой ее рисуют руководители предприятия: «Мы работаем не покладая рук! Не высыпаемся с самого первого рабочего дня! А дела все не радуют! То сырья не хватает, то оно плохое! Объемы производства маленькие — низкий спрос! В общем, тянем бремя изо всех сил! И спасибо скажите, что в ноль сработали при таком штате!»
Пока по моему запросу собирают оставшиеся документы, а их порядка 100—200 видов, я иду в поле. Поле деятельности предприятия обширное: несколько производственных участков, десятки станков и технологических линий с оборудованием явно не из СССР.
Составив полное представление о производственном процессе, конечно, не за один день, оценив состояние основного и вспомогательного оборудования, режимов работы и производительности, описав производственные бизнес-процессы, возвращаюсь к информации, предоставленной менеджментом и заказчиком — которая, мягко говоря, вызывает недоверие. Несомненно, важный источник информации - изучение того, кто и сколько официально зарабатывает, на чем ездит или летает.
Ведь очень часто бывает, что руководитель предприятия стонет, что все плохо, кругом убытки, денег нет. Однако у ворот завода, рабочие которого месяцами не получают зарплату, стоит припаркованный Porsche Cayenne. Все это, как и проведенный анализ бизнес-процессов, состояния оборудования, движения запасов, расхода энергоресурсов и материалов, красноречиво говорит о том, что отчетность, предоставляемая собственнику, и производственные реалии — категории из разных миров!
Но существование параллельных миров собственника не интересует, ему нужны конкретные ответы!
Не буду подробно описывать аналитическую работу, которую эксперт проводит на производстве — это займет листов двести. В целом, она состоит из анализа бизнес-процессов, сопоставления разноуровневых данных о деятельности предприятия, работы с различными источниками информации, что позволяет увидеть истинную картину происходящего.
Собственные аналитические выводы накладываю на данные, предоставленные руководством предприятия, которыми обычно «кормят» собственника. И, о чудо, начинаю понимать, почему завод работает «в ноль» при ежегодных денежных вливаниях. Все просто: собственник видит только то, что ему «нарисовали». А все остальное, то есть настоящие объемы продукции, которые производятся и реализуются за его спиной или могли быть произведены при эффективной работе предприятия, остаются в тени!
Причина подобных ситуаций кроется в трех явлениях: непрозрачность, недостоверность, неэффективность, которые как вирус поразили все сферы деятельности предприятия: производственный учет, внутреннее технологическое регулирование, стандартизацию, организацию производственного и управленческого контроля, управление себестоимостью продукции, планирование производственной программы, закупки и сбыт.
Осветив теневые места, делаю вывод о том, что уровень возможного неучтенного производства, которое не отражается в отчетности менеджмента, сопоставим с объемом продукции и планируемых собственником доходов и составляет до 1000 тонн, что эквивалентно недополученной выручке в размере около 30 млн рублей за рассматриваемый период. Если положение вещей не изменится, недополученный доход от «эффективного управления» в среднем составит 10,5—12 млн рублей в год в зависимости от аналогичных объемов производства.
Неплохая прибавка к зарплате стонущего от непосильной работы менеджмента!
Многие собственники ищут средства на модернизацию производства и даже не подозревают, что, вместо того чтобы брать кредиты в банках или вести сложные переговоры с инвесторами, достаточно обратить пристальный взор на деятельность собственного менеджмента. И, скорее всего, ресурсы сразу найдутся!