Человек Безнадрывный | Большие Идеи

・ Феномены


Человек Безнадрывный

Как в современных россиянах уживаются амбициозность и желание не уставать

Автор: Ольга Коновалова

Человек Безнадрывный
Наташа Шарапова / «Ведомости»

читайте также

Павел Власов: «Летчики не любят формализма»

Анна Натитник

«Полностью локальная компания способна стать глобальным бизнесом класса люкс»

Дэни Рейсс

Когда слово «бюрократия» стало ругательством

Старбак Уильям

Зачем вашему бизнесу умные аутсайдеры

Чэнвэй Лю

читайте также

Потребитель — это сложный микс из личного и общественного. Социум накладывает на каждого человека определенный отпечаток, не говоря уже про архетипы, которые проявляются в поведении вне зависимости от культурных различий. Чтобы любой рекламно-коммуникационный продукт резонировал с потребителем, соответствовал его ожиданиям, в том числе неосознанным, необходимо представлять себе актуальный потрет потребителя.

BBDO Branding занимается изучением потребителя, и одно из исследовательских направлений — мониторинг социокультурных трендов. Наша команда регулярно проводит качественное исследование трендов по уникальной методологии Trendfriend. В его основе — сочетание нетнографии (метод этнографических или демографических исследований на материале социальных сетей — прим. ред.) и интервью экспертов. Мы работаем с разнообразными рынками: от недвижимости до фармацевтики. Подключая новую категорию, мы приглашаем отраслевых экспертов. Это позволяет нам постоянно верифицировать данные и собирать новую информацию. Поэтому у нас есть возможность смотреть на проявление одного тренда в разных сегментах — комплексная картина дает возможность претендовать на глобальность наших выводов и увеличивать их значимость. Хочется привлечь внимание к обнаруженному нами социокультурному феномену, который мы назвали трендом «Без надрыва». Он сформировал нового потребителя — «Человека Безнадрывного».

«Если тебе тяжело, значит ты выбрал неэффективный путь»

«Без надрыва» — это новая история о потребителях. Она иллюстрирует, как трансформировалось восприятие жизни, представление об успехе, работе и отдыхе у современного человека. Мы имеем дело с новой философией, где образ успеха — это умение легко и без усилий получать все. Легкость стала требованием времени: если тебе тяжело, значит ты выбрал неэффективный путь. Поэтому наиболее важными личными качествами человека стали гибкость и интеллект. Для достижения своей цели ты должен уметь договориться, а не развязывать войну, — это и есть проявление ума.

Помните, как раньше рассуждали при виде уставшего человека? У него полная жизнь, есть работа, он нужен обществу. Если сотрудник хотел произвести впечатление, он говорил коллегам о том, что работал в выходные, не спал всю ночь, чтобы закончить проект. Это поднимало его значимость и востребованность: у него нет свободного времени, значит он отличный специалист.

В современной парадигме можно говорить о том, что Work-Life balance вступил в жесткую конкуренцию с карьеризмом. Все больше людей переходят на сторону «Без надрыва». Этот тренд проявляется в отказе от напряжения в любом его проявлении, легализуя лень и спокойное отношение к жизни. Человек Безнадрывный считает, что мешки под глазами выдают неэффективного человека. Ты должен работать с удовольствием, быть счастливым, гармоничным и при этом успешным — вот основа новой философии.

Конечно, амбиции никто не отменял, напротив, вместе с новыми возможностями увеличились требования к личности. Так как в современном мире знания очень быстро устаревают, человек должен постоянно развиваться. Человека Безнадрывного отличает новое представление о норме. Его идеальный способ достижения амбициозных целей состоит в том, чтобы при минимальных энергозатратах получать максимальный результат. Это стало возможным благодаря цифровизации, которая открыла новые возможности для развития и определенно усилила тренд «Без надрыва». Не выходя из дома, ты можешь научиться готовить, отличать картины Моне от Мане и освоить веб-дизайн.

На первый взгляд кажется, что портрет Человека Безнадрывного очень противоречив: он амбициозен, но одновременно ленив; он хочет развиваться, но не готов напрягаться; он стремится получать новые знания, но не хочет прилагать достаточно усилий. Однако если взглянуть глубже, Человек Безнадрывный — это человек нового времени, живущий в гармонии с собой и своими желаниями.

Философия Человека Безнадрывного

Постулаты философии «Без надрыва» любопытны. Во-первых, работа в удовольствие. Есть компании, которые очень хорошо чувствуют этот запрос и, главное, используют его. Например, «Рокетбанк». Сегодня — это практически работодатель мечты нашего нового человека. Так, летом 2018 года компания анонсировала открытие офиса в Сочи, и, если сотрудник не смог уехать в отпуск, он может приехать и поработать в Сочи — сменить обстановку, насладиться солнцем.

Следующее качество, которое отличает Человека Безнадрывного — антиперфекционизм. Зачем быть красивой? Можно быть естественной, прекрасной, такой, какая ты есть от природы. Британский бьюти-блогер Эм Форд получила широкую популярность после того, как выложила на свой YouTube-канал видео You Look Disgusting («Ты выглядишь отвратительно»). У девушки тяжелая форма акне, но она не боится выкладывать фото без макияжа, которые собирают огромное количество едких комментариев. Видео, вдохновляющее женщин полюбить себя со всеми изъянами и недостатками, собрало более 30 миллионов просмотров. Тренд, конечно, подхватили инстаблогеры, и фото без макияжа стали собирать огромное количество лайков.

Легкое отношение к жизни Человека Безнадрывного проявляется в отказе от стремления к недосягаемым идеалам. Проявление этого антиэстетического тренда — площадка «Нет это нормально», которая пользуется большой популярностью у молодых родителей. Без прикрас они показывают: если у ребенка сопли до колена, то это нормально, а не доказывает твою несостоятельность как матери.

Безнадрывный человек не хочет долго ждать и сам выбирает — иметь или не иметь. Это демонстрирует развитие экономики совместного потребления, ведь лучше взять взаймы, чем годами работать на свою машину. В Москве, например, за последние 4 года в 4 раза выросло количество пользователей каршеринга: в 2018 году москвичи совершили 23 миллиона поездок.

Венец всего вышесказанного — мода на свободу. Носки с сандалиями? Замечательно! Главный модный запрет стал актуальным трендом. Никто тебя не осудит, ведь удобство — превыше всего. На смену постмодернистскому высмеиванию пришли эмпатия и искренность метамодернизма. Это еще одна примета времени, которая дополняет образ современного потребителя.

Использование социокультурных трендов в качестве дополнительного глобального источника знаний о потребителе дает возможность компаниям найти новую тональность для общения с аудиторией и сформировать релевантные продуктовые предложения. «Без надрыва» как один из ключевых современных социокультурных трендов становится мощным драйвером изменений в коммуникации «бренд — аудитория». Параллельно растет и развивается Человек Безнадрывный, что также необходимо принимать во внимание, ведь глубокое понимание природы этих изменений поможет компаниям завоевать сильную позицию на рынке.

Об авторе. Ольга Коновалова — генеральный директор агентства BBDO Branding.